Страховые компании откажутся от дешевых полисов КАСКО

Кризис не мог не затронуть рынок автострахования. По данным Федеральной службы страхового надзора, уже 71 компания не выдержала финансовых трудностей и разорилась

Кризис не мог не затронуть рынок автострахования. По данным Федеральной службы страхового надзора, уже 71 компания не выдержала финансовых трудностей и разорилась. Некоторые опасаются, что к концу года кризис скосит почти половину страховщиков. Власти уже придумали, как их спасти. Но платить за благополучие крупных компаний придется нам с вами.


Лидеры автострахования уже с начала 2008 года, то бишь еще до кризиса, жаловались, что КАСКО перестает быть для них прибыльным. Сетовать страховщики у нас любят – ту же обязательную «автогражданку» они клянут на чем свет стоит, утверждая, что ОСАГО их разоряет. А ведь по итогам 2008 года абсолютно у всех компаний поступления от продажи полисов «автогражданки» превышали выплаты по этим договорам минимум на 20 процентов. Точно так же, преувеличены жалобы на КАСКО. По статистике прошлого года на выплаты по добровольному автострахованию компании тратят в среднем в два раза меньше денег, чем зарабатывают на продаже полисов.

Но неоспорим и другой факт: с каждым месяцем их прибыль сокращается. Только за два месяца она упала в среднем на 10 процентов – новых клиентов у страховщиков все меньше и меньше, а число выплат растет. Согласно прогнозам участников рынка, страховые сборы в 2009 году могут уменьшиться и на 40 процентов. Такой спад, если опасения пессимистов подтвердятся, действительно может привести к банкротству многих страховых компаний. Не дожидаясь этого сжатия рынка, власти решили принять превентивные меры, чтобы спасти страховщиков.


Естественно, самый эффективный метод стимулирования и поддержки страхового бизнеса (в кризис, да и не только) – законодательное закрепление каких-либо тарифов. Частично это уже было сделано – с 1 марта в России будут подняты базовые ставки на ОСАГО для молодых водителей и для жителей некоторых регионов. Депутаты, утверждавшие соответствующие поправки, думали, этого будет достаточно, чтобы хотя бы на время утешить страховщиков. Но не успели поправки вступить в силу, как мера уже показалась властям недостаточной. Теперь государство решило помочь страховым компаниям, взявшись за регулирование рынка добровольного автострахования: КАСКО. Вообще-то у властей нет прямых возможностей вмешиваться в эту сферу, но способ обойти формальности найден.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) решила провести анализ всех сфер страхования на предмет возможной нечестной конкуренции. Начать решили с рынка КАСКО – чиновники намерены выявить демпингующие компании, то есть тех, кто продает полисы по подозрительно низким ценам, и заставить их пересмотреть тарифы. Акция подается под соусом борьбы с недобросовестной конкуренцией и со страховыми пирамидами. Это фирмы, у которых не хватает собственных средств, и они специально занижают ставки на добровольное автострахование, чтобы привлечь больше клиентов, за чей счет они можно будет расплатиться со старыми, требующими компенсаций.

Конечно, это хорошо, что граждан хотят избавить от страховщиков-мошенников. Но вообще-то этим можно было заняться и раньше. Например, весной прошлого года – продажи новых автомобилей были на пике, и полисы КАСКО тоже распродавались «на ура» не только крупными, но и сомнительными мелкими страховыми конторами. А вот сейчас, в кризис... Возможно, поздновато для борьбы с пирамидами. Или бороться с мошенниками никогда не поздно? Очевидно одно – сейчас крупные игроки рынка будут очень рады получить карт-бланш на коллективное повышение тарифов. Заодно с рынка будут устранены мелкие демпингующие фирмы, клиенты которых волей-неволей отправятся в крупные компании.

По итогам проверки на официальном сайте Росстрахнадзора обещают опубликовать среднерыночные тарифы на КАСКО. Эти цифры – не только справочная информация для автомобилиста, но и своего рода неофициальная рекомендация, намек страховщикам: если будете продавать полисы дешевле, аудиторы придут к вам. Выходит своеобразный «сговор наоборот». Например, в случае с бензином Федеральная антимонопольная служба наезжала на нефтяные компании как раз за то, что у всех одинаково высокие цены. А со страховщиками обратная ситуация: «ну-ка, дружно повышайте!».

Само собой, что после окончания этой акции Росстрахнадзора, подозрительно дешевые полисы КАСКО исчезнут. Более того, государственные грабли могут смести с рынка и все совместные продукты страховщиков и автопроизводителей вроде «КАСКО за 3%». Такие предложения тоже не нравятся Росстрахнадзору, и их тоже будут проверять.

Однако все равно есть шанс, что повышение тарифов не коснется крупных компаний. В конце концов, они и правда страдают от демпингующих мелких фирм и, возможно, устранением с рынка действительно нечестных конкурентов господдержка и ограничится. Но скорее всего, ставки поднимут и лидеры. Косвенно это подтверждает тот факт, что Росстрахнадзор сейчас проверяет именно 25 крупных фирм – они должны предоставить этому федеральному агентству обоснование своих низких тарифов. Что это за компании, пока не сообщается.

Ну а в дополнение к действиям властей на стоимости полисов КАСКО в ближайшее время скажутся чисто рыночные факторы. Прежде всего, речь об инфляции. Стоимость запчастей и ремонта автомобилей уже выросла – пока в среднем на 5 процентов. И это только за январь, до нового года незначительное подорожание деталей и услуг не было связано с кризисом. Скорее всего, запчасти будут дорожать и дальше. А ведь большая часть заключаемых в России договоров КАСКО предусматривает так называемую натуральную компенсацию – страховая компания рассчитывается не с клиентами, а напрямую с сервисами, при этом, не оспаривая расценки официальных дилеров или собственных сертифицированных техцентров.

Соответственно, раз с ценами сервисов страховщики не спорят, возмещение убытков уже обходится им дороже, чем раньше минимум на 5 процентов. Сохранятся январские темпы роста стоимости деталей – к апрелю компенсации по многим полисам КАСКО будут обходиться страховщикам уже на 15 процентов дороже.

Кстати, проблемы не только с ремонтом. Сейчас страховые компании вынуждены списывать те автомобили, которые еще три месяца назад они бы отправили в ремонт. Предположим, автомобиль застрахован на 500 тысяч рублей. Ремонт, который раньше обошелся бы в, предположим, 350 тысяч, сейчас будет стоить 400. Если правилами компании предусмотрено списание при 80-процентном ущербе, то этот автомобиль отправиться на свалку, а его хозяину выплатят полную сумму.

На эту инфляцию страховщики уже начали реагировать. Некоторые из них при расчете стоимости полиса ориентируются на курс доллара. Отдельные компании отменили возможность оплаты полиса в рассрочку. Пока что этими изменениями они ограничились, – затаились, ждут, что будет с рынком весной. Если учесть, что на март-апрель аналитики прогнозируют новые скачки курса валют, то можно предположить, что затишье на рынке добровольного автострахования продлится недолго.

Ожидается, что рост цен на полисы КАСКО будет меньше, чем скачок стоимости новых автомобилей. Скорее всего, в среднем по рынку стоимость полисов КАСКО вырастет не больше, чем на 10-15 процентов. Ведь даже с учетом «удобной» для крупных компаний акции Росстрахнадзора, конкуренция на рынке сохранится. Более того, борьба за клиентов, число которых будет уменьшаться (продажи новых автомобилей продолжают падать), даже обострится. Поэтому страховщики будут стараться поднимать тарифы все-таки несильно, чтобы полисы КАСКО оставались доступным продуктом.

А в условиях растущего числа претензий, экономить они будут не на выплатах, а на содержании своих же шикарных офисов, на премиальных агентам и скидках брокерам. Впрочем, это оптимистичный сценарий. Некоторые эксперты предрекают полный коллапс страхового рынка. Правы они или нет – покажет время. Но о дешевых страховках нам с вами в любом случае придется забыть.

Комментарии экспертов:

Сергей Беляков, юрист по автоправовым вопросам:
На рынке страховых услуг грядет свой кризис. Так исторически сложилось, что страховая сфера реагирует на изменения конъюнктуры спустя полгода. Сейчас еще пока все ничего, а к лету начнется беда. Страховые будут получать меньше доходов, и компенсировать этой ценой на КАСКО. Но на 30 процентов, вслед за девальвацией рубля, цены на КАСКО, конечно не поднимутся. Ведь тогда никто покупать полисы не будет.
А дальше нужно разделять. Серьезные компании повысят цены из-за инфляции, а вот фирмы второго звена оставят их прежними, чтобы привлечь клиента. И это будет иметь очень печальные последствия.
Как снежный ком будут увеличиваться отказы в выплатах по КАСКО. Компании среднего звена будут отказывать в выплатах массово, просто потому что у них не будет денег. А в суды у нас традиционно граждане не обращаются. Да и те, кто обратится, – будут долго ждать. Потому что уже сейчас очереди на дела об отказах в возмещении в судах расписаны на полгода вперед.

ОСАО «РЕСО-Гарантия»:
Игорь Иванов, заместитель Генерального директора:
Проблему демпинга в КАСКО мы ощущаем, но она для нас не критична, поскольку мы работаем через агентов. В руки тех, кто занимается демпингом, попадают чаще всего те люди, которые ищут в интернете, где дешевле.
Росстрахнадзор может попросить у страховой компании обоснование страховых тарифов и наказать ее, если она нарушает лицензированные методики расчетов тарифов – могут и полностью отобрать лицензию. Но установить жесткие рамки чиновники вряд ли смогут.

Сергей Масленков, Начальник Управления автострахования:
Курсы доллара и евро не могут не отразиться на результатах компаний по КАСКО в 2009 году. Скорее всего, рост среднерыночных цен на полисы КАСКО составит от 20 до 40 процентов.
Что касается инициативы Росстрахнадзора, то мы полностью ее поддерживаем и надеемся, что эта служба внесет необходимые изменения в регулирование тарифов по КАСКО.

СК «МАКС»:
Светлана Гусар, директор по развитию страхования:
Во втором полугодии 2008 года уменьшился объем автокредитования, и как следствие – количество заключаемых договоров КАСКО. Скоро мы на основе внутреннего анализа будем принимать решение о целесообразности корректировки тарифной политики. Но предсказать изменения пока сложно. Отмечу, что если поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие введение упрощенной процедуры урегулирования убытков при ДТП, вступят в силу с 1 марта 2009 года, последует существенная модернизация продуктового ряда по автоКАСКО всеми страховщиками.