Mercedes G-klasse отмечает юбилей

В мире осталось не так много автомобилей, которые, кажется, были всегда. Они выпускаются десятилетиями и давно уже стали живыми легендами. Mercedes G-klasse как раз относится к числу таких вот автомобилей, которые живут своей отдельной жизнью, не обращая

В мире осталось не так много автомобилей, которые, кажется, были всегда. Они выпускаются десятилетиями и давно уже стали живыми легендами. Mercedes G-klasse как раз относится к числу таких вот автомобилей, которые живут своей отдельной жизнью, не обращая внимания не веяния рынка, кризисы и прочие катаклизмы. Так уж получилось, что Mercedes G, наряду с Land Rover Defender, Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol является одним из немногих доживших до наших дней честных, рамных внедорожников, имеющих к тому же долгую и славную историю. Хотя история Mercedes G началась задолго до того, как первый серийный автомобиль сошел с конвейера. Но обо всем по порядку.



Ровно тридцать лет назад в феврале 1979 года в австрийском Граце началось мелкосерийное производство внедорожника Mercedes G, более известного под именем Gelaendewagen. Забегая вперед, стоит сказать, что массовым этот автомобиль так никогда и не стал, да и полноценная конвейерная сборка в Граце так же никогда не была организована. «Гелендвагены» до сих пор собирают практически вручную, что, конечно же, заметно сказывается на их цене. И на качестве. Пожалуй, во всем мире больше невозможно найти другую такую же «неубиваемую» машину с каким-то совершенно запредельным для гражданского автомобиля запасом прочности. Подобная надежность объясняется очень просто - Mercedes G изначально разрабатывался как армейский автомобиль и в середине семидесятых годов никто и представить не мог, что «Гелендваген» сменит военный мундир на гражданский костюм и будет пользоваться популярностью не только у бизнесменов, звезд спорта и шоу-бизнеса, но даже и у самого Папы Римского.



Первое упоминание о проекте Н2 относится к 1972 году, когда Daimler-Benz совместно с австрийской фирмой Steyr-Daimler-Puch начали работу над автомобилем, который должен был сменить состоящие на вооружение бундесвера разномастные американские джипы и легкие немецкие внедорожники DKW F91. Именно тогда были определены основные фамильные черты будущего «Гелендвагена» - надежность, высокая проходимость и универсальность. В апреле 1973 года был изготовлен полноразмерный макет машины, а в 1975 году интерес к новому внедорожнику проявил один из акционеров Daimler-Benz – иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви (1919-1980), который решил оснастить иранскую армию немецко-австрийскими внедорожниками. Шах сделал заказ сразу на 20 000 машин, но так получилось, что к моменту дебюта «Гелендвагена» ему пришлось решать совсем другие проблемы, нежели перевооружение иранской армии. А именно – уносить ноги из охваченного революцией Ирана. Причем как можно скорее. Бегство шаха и дебют Mercedes G по иронии судьбы состоялись практически одновременно – в феврале 1979 года.



Разумеется, подобный оборот событий омрачил рождение «Гелендвагена». Мало того, что Daimler-Benz в лице шаха одновременно лишился и крупного заказчика и акционера, так теперь немецкий концерн совершенно не знал, что ему теперь делать с новым внедорожником. Иранской армии, понятное дело, этот автомобиль теперь был не нужен, а бундесверу машина хоть и понравилась, но из-за её высокой цены немецкие военные от закупок пока воздержались. Заказы же от частных лиц и полиции были настолько мизерные, что в Штутгарте почти смирились с тем, что «Гелендваген» вряд ли себя окупит. По крайней мере, в ближайшее время. Нечто подобное в истории штутгартских внедорожников уже было, когда в 1936 году Daimler-Benz разработал для нужд вермахта Mercedes G5, который так же оказался слишком дорогим и после выпуска 378 машин его производство было свернуто в 1941 году. Однако его потомок оказался более удачлив - бундесвер в 1981 году все-таки принял этот внедорожник на вооружение. Как и армии Аргентины, Норвегии, Голландии и Швейцарии. В Австрии «Гелендваген» продавался под названием Puch G, а во Франции, в 1982 году, для нужд армии и жандармерии был налажен выпуск лицензионного Peugeot P4, внешне отличающийся от прародителя квадратными фарами.



В 1983 году к Mercedes G пришли и первые спортивные успехи – знаменитый автогонщик Джеки Икс и его напарник Клод Брассье выиграли на «Гелендвагене» супермарафон «Париж-Дакар», убедительно продемонстрировав всему миру фантастическую надежность и проходимость немецко-австрийского внедорожника. Именно в те годы Mercedes G из простого покорителя бездорожья начал превращаться в культовый автомобиль.

Машина предлагалась с тремя видами кузовов – трехдверным, пятидверным и двухдверным. Последний оснащался съемной крышей и пришелся «ко двору» в странах с жарким климатом. База автомобиля составляла от 2,40 до 2,85 м. В 1991 году началось производство следующего поколения (W461), а в 1993 свет увидел выпускаемый и поныне «Гелендваген» (W463). Машина по-прежнему имеет три типа кузовов и оснащается бензиновыми двигателями мощностью от 296 л.с. до 500 л.с. (топ-версия G55 AMG) и трехлитровым турбодизелем мощностью 224 л.с.



За тридцать лет конвейерной жизни «Гелендваген» был изготовлен в количество более 200 000 штук и справедливо считается «королем внедорожников». Хотя Mercedes G-klasse одинаково эффективно выступает во всех ипостасях: от честного армейского труженика, лесника, кареты скорой помощи до «папамобиля». Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Гелендваген» можно увидеть как в горячих точках, так и в гаражах арабских шейхов или в кортежах сопровождения первых лиц государства. Количество модификаций, сделанных на базе «Гелендвагена» не поддается учету. Особенно если вспомнить тюнинговые версии, среди которых встречались даже трехосные шестиколесные экземпляры.



Не будет преувеличением сказать, что второго такого автомобиля в мире больше нет, и, скорее всего, никогда уже не будет. Ведь этому незаурядному автомобилю по плечу практически любая задача. К сожалению, долгая и славная история «Гелендвагена» закончится в 2010 году, когда в Граце будут выпущены последние экземпляры этого внедорожного ортодокса, любимца военных и сильных мира сего.