Алло, это Volvo? Спасите-помогите!

Представьте себе: темная ночь, поле, кругом комары, фарами автомобилей освещена только небольшая полянка, посреди которой стоит большой камень. Именно здесь, как гласит легенда, был убит Иван Сусанин. В общем, то еще местечко. И тут на фоне этой безнадеги раздается громкая музыка и словно ниоткуда появляется сцена с настоящим (!) оркестром

Представьте себе: темная ночь, поле, кругом комары, фарами автомобилей освещена только небольшая полянка, посреди которой стоит большой камень. Именно здесь, как гласит легенда, был убит Иван Сусанин (да-да, тот самый, что погубил целое войско поляков). В общем, то еще местечко. И тут на фоне этой безнадеги раздается громкая музыка и словно ниоткуда появляется сцена с настоящим (!) оркестром, который начинает исполнять отрывки из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)... Поверьте, даже журналисты, которых мало чем можно удивить, были приятно шокированы.

Так заканчивался трехдневный автопробег, организованный компанией Volvo. Нет, шведы на сей раз презентовали не свой новый кроссовер XC60, интерес к которому просто огромен (правда, все три сотни Volvo XC60, предназначенных для России в этом году, уже давно раскуплены, и желающим приобрести эту модель придется ждать 2009 года). Volvo показала представителям прессы другие очень интересные вещи, которые раньше россиянам были недоступны.

Во-первых, это навигационная система. Вещь очень полезная и нужная, однако, до сих пор мало кто ставил штатную навигацию на свои модели. Мы часто задавали вопрос представителям различных автомобильных компаний, почему же в России нет штатных навигаций, и водители вынуждены работать с маленькими навигаторами, которые нужно крепить на стекло при помощи присоски. Несколько лет назад традиционный ответ был следующим – нет спроса. Однако сейчас всем стало понятно, что желающих иметь навигаторы огромное количество. Вещь же очень удобная! И те, кто имеет опыт использования этих систем, скажут, что штатные системы с большим экраном гораздо удобнее.

На Volvo (а навигацию ставят на все модели, кроме S60) навигационная система смотрится очень стильно, особенно завораживает процесс появления действительно большого экрана из верхней части передней панели. Управлять системой можно пультом дистанционного управления или при помощи небольшого блока, расположенного под рулем. А вот экран тут, увы, не сенсорный, хотя в Volvo говорят, что это сделано специально из соображений безопасности. Водитель при управлении автомобилем не должен отрывать руки от руля и тянуться к экрану. Приятно, что навигатор Volvo общается с водителем на русском языке. Хотя на это способны не все шведские машины. Из-за конструктивных особенностей пока на моделях S80, V70 и XC70 название улиц нужно вбивать латиницей, но к середине следующего года эта проблема будет решена.

Сразу скажем о стоимости – навигатор обойдется в России в 93 000 рублей. По сравнению с продаваемыми сейчас на каждом углу маленькими GPS-устройствами это приличная сумма. Однако в Volvo уверены, что многие покупатели предпочтут переплатить и получить современный и красивый продукт, а не доставать каждый раз из бардачка черные коробочки.

Теперь самое интересное. Как работает навигатор в России. Пока в память системы заложены подробные карты лишь Москвы и Санкт-Петербурга, а также дороги между двумя российскими столицами. Но если вы сейчас будете покупать Volvo с навигацией, то можете особо не переживать по поводу временной ограниченности системы. В течение ближайших месяцев станет доступна детально проработанная карта Московской области, где будут даже небольшие тропинки, не обозначенные на большинстве бумажных карт, а также карты других семи крупнейших городов (плюс трассы, которые ведут к ним из Москвы). Причем, в Volvo пообещали, что все эти обновления покупатели Volvo получат совершенно бесплатно.

Ну а пока навигационная система не идеальна. Так, если выехать за пределы Москвы, то она часто показывает, что вы как будто двигаетесь по чистому полю, а дорога находится где-то в стороне. Да и многих небольших населенных пунктов по трассе Москва-Кострома (мы ехали именно по ней) навигация не «видит». В столице ситуация намного лучше. Здесь навигатор от Volvo показывает все четко, хотя мы нашли один ляп – штатная система в один прекрасный момент стала показывать, что впереди «кирпич» и нужно совершать объезд, а на самом деле дорога прямо была. Впрочем, присутствовавшие рядом с нами представители компании Navteq, которые и предоставили свои карты компании Volvo, очень внимательно выслушивали все претензии журналистов и периодически что-то записывали в свои блокнотики. Видимо, уже в следующей версии программы, которую покупатели Volvo получат при прохождении ТО, выявленные недостатки будут исправлены (очень на это надеемся).

В Москве мы протестировали не только навигацию от Volvo, но и системы от Garmin и Mitac. Все три навигации работали вполне адекватно и в большинстве случаев указывали один и тот же путь. Ошибки тоже присутствовали, однако, их было минимальное количество. Да к тому же их можно признать незначительными – на встречную полосу ни одна навигация нас не вела.

Но помимо навигационной системы на новые Volvo можно будет установить и еще один необычный «наворот», которого пока еще нет ни у кого в России. Это система Volvo On Call. В Швеции она работает уже давно, причем, во многом благодаря поддержке правительства страны. И вот теперь On Call стал доступен и в нашей стране. Что же представляет собой система Volvo On Call? Она состоит из специального сотового телефона, спутникового блока GPS и коммуникационного узла. А на приборной панели есть две кнопочки – On Call и SOS. Если нажать на первую, то система соединит вас с центром безопасности, и вы сможете рассказать оператору о том, что у вас, например, пробито два колеса (на наших дорогах это более чем реально). И уже затем оператор, который точно знает ваше местоположение, вызывает техпомощь из ближайшего города. А можно связаться с On Call и в том случае если вы просто заблудились, а навигационная система не способна вывести на нужную дорогу.

Поверьте, эта штука реально работает! Когда мы возвращались ночью из деревни Домнино, где и был зарублен Сусанин, в Кострому, то в один прекрасный момент поняли, что заблудились. Все без исключения навигаторы отказывались работать, и даже сотовые телефоны были вне сети! Ситуация на самом деле не внушала оптимизма, особенно если вспомнить, что топливо было почти на исходе. И тут мы решили нажать на кнопку On Call. На то, что нас кто-то услышит, особо даже и не надеялись – «мобилы» ведь не работали. Но случилось чудо. Видимо, благодаря более мощной антенне On Call сумела выйти на связь, и секунд через десять в динамиках послышался мужской голос, который очень быстро и четко сказал, где же находится наша Volvo и куда нужно ехать.

Однако On Call может не только вызывать эвакуатор, подсказывать путь или дистанционно открывать двери, когда ключи случайно остались в закрытой машине (возможно и такое). Ее главная особенность состоит в том, что в случае аварии электроника сама пошлет сигнал SOS (если водителю стало плохо, то он это может сделать и принудительно при помощи соответствующей клавиши). Сигнал SOS посылается автоматически в случае ДТП – сразу после этого оператор пытается связаться с водителем для выяснения обстоятельств аварии. Если же шофер не отвечает, то тут же на место трагедии высылаются спасатели.

Надо отметить, что врачи всего мира уже давно признали, что самым важным после ДТП является первый час (его даже называют «золотой час»). Чтобы показать на примере о чем идет речь можно обратиться к опыту США. Там в Балтиморе еще в 1969 году был создан первый центр экстренной помощи, который получил название «Травмашок» (в дальнейшем они появились во всех крупных городах). Эти «Травмашоки» стали оснащаться вертолетами, самым современным медицинским оборудованием и именно туда начали привозить больных, находящихся на грани жизни и смерти. И благодаря таким центрам, которые работали по принципу «золотого часа», в США значительно снизилась смертность от огнестрельных ран, ДТП и пр. Так, если в 1964 году 16% всех огнестрельных ранений в США приводили к смерти, то сейчас этот показатель упал до 5% (а в «Травмашоке» в городе Балтимор и вовсе 3%). При этом количество аварий и попыток убийств не только не уменьшилось, но, наоборот, выросло!

Именно для того, чтобы успеть спасти человека в «золотой час» и создана система On Call, ведь благодаря ей врачи вызываются практически мгновенно вне зависимости от того, есть ли рядом другие люди или нет. В Volvo особо подчеркивают, что все части системы On Call созданы с учетом возможной аварии: блок связи имеет мощную защиту, установлены дублирующая антенна и аккумуляторы.

Опция Volvo On Call стоит прилично – ориентировочно около 70 000 – 80 000 руб. в зависимости от модели. Однако есть одна особенность, о которой не надо забывать. Эта система может не только спасать жизни, но и работать в качестве спутниковой охранной системы! То есть покупателю Volvo с On Call не придется ставить отдельно «спутник», да и скидка при страховании автомобиля будет существенной. И на самом деле это позволит окупить значительную часть из вложенных в On Call 70 000 – 80 000 руб. Тем более что покупатель новой Volvo получит два года бесплатного обслуживания в режиме противоугонного комплекса и пять лет на основной пакет On Call.