История: советский армейский вездеход

Советская амфибия ЛуАЗ-969 сегодня редкость. А ведь когда-то это была серийная модель, поставлявшаяся в войска. Если хочешь, чтобы с тобой считались, нет нужды вступать в ВТО или придерживаться европейского выбора

Советская амфибия ЛуАЗ-969 сегодня редкость. А ведь когда-то это была серийная модель, поставлявшаяся в войска. Если хочешь, чтобы с тобой считались, нет нужды вступать в ВТО или придерживаться европейского выбора.

Достаточно просто быть сильным, хорошо вооруженным и готовым применить это самое оружие в любой момент. Примерно такой доктрины придерживался СССР. Советское оружие было настолько хорошим, что, за малым исключением, не слишком устарело и до наших дней. Примеров тому масса, начиная от реактивных истребителей и харьковских танков Т-64 и заканчивая скромными армейскими вездеходами наподобие ТПК.

«МОСКВИЧ» ПРОТИВ НАМИ
Что такое ТПК? Расшифровывается просто: Транспортер Переднего Края. То есть эдакая многоцелевая машинка, которая по бездорожью возит на передовую под огнем противника патроны и снаряды. А обратно раненых или, если дела пошли плохо, открученные прицелы от артиллерийских орудий. В случае необходимости на ней можно пойти в разведку или форсировать реку. А если поставить пулемет или пусковую установку противотанковой ракеты, то можно и вражескую атаку бойцам помочь отбить. Выпускалось это чудо на Луцком автомобильном заводе.

В конце 50-х годов инженеры НАМИ и МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, он же АЗЛК, мир его праху) получили примерно одинаковое задание. Требовалось создать для армии легкий вездеход, способный действовать в боевых порядках, а в случае необходимости и плавать. Победили специалисты МЗМА. Они предложили вполне работоспособный проект, созданный на основе узлов перспективного «Запорожца», который тогда назывался не ЗАЗ-965, а МЗМА-444. При этом они решительно перенесли вперед оригинальный V-образный «воздушник», чье происхождение до сих пор окутано послевоенным туманом. Ведущими, естественно, стали передние колеса, а задние подключались в случае необходимости. Понятное дело, машина получилась значительно крупнее всем известного «горбатого». Длина составляла 3682 мм, ширина – 1712 мм, высота – 1600 мм (против соответственно 3330/1395/1450 мм модели 965). Кроме того, она имела дорожный просвет в 285 мм и неплохо держалась на воде.

Армейский «Москвич» военным понравился, и уже в 1961 году он пошел в серию на Луцком машиностроительном заводе под индексом ЛуМЗ-967. В 1967 году ЛуМЗ был переименован в ЛуАЗ. Гражданский вариант машины – «Волынь» – увидел свет в 1964 году под названием ЗАЗ-969 (затем ЛуМЗ-969В и, наконец, ЛуАЗ-969В) и некоторое время выпускался только в переднеприводной версии.

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ясно, что ТПК в свободной продаже не мог появиться даже теоретически. Более того, вплоть до 80-х годов про него почти ничего не писали. А уж как он ведет себя на воде/суше, толком неизвестно до сих пор. Узнав про это недоразумение, я немедленно постарался его исправить. Для начала я свел знакомство с активистом киевского клуба 4x4 Off Road Master и по совместительству владельцем почти нового (с консервации) ЛуАЗ-967. А затем, выбрав подходящий денек, отправился тестировать чудо советской инженерной мысли.

Прежде чем совершить омовение стальных боков вездехода в не совсем прозрачных водах великой и могучей реки Днепр, наш экипаж проехался по проселку, преодолел заливной луг, похожий на застывшую и поросшую травой волну от проходящей баржи-самоходки. Как и следовало ожидать, ТПК не ударил лицом в грязь. Полностью независимая подвеска на поперечных торсионах, защищенных на танковый манер плоским днищем, позволяла легко преодолевать совершенно немыслимые для такого компактного авто препятствия. Причем нам ни разу не пришлось пользоваться понижающей передачей раздатки и блокировкой дифференциала заднего моста.

На ровной дороге ЛуАЗ-967 начинает смахивать на карт. Моторчик у него, конечно, не особо мощный. При рабочем объеме 1.2 литра он развивает всего-то 40 л. с. Но благодаря небольшому весу в 950 килограммов ТПК довольно резво разгоняется, а максималка в 75 км/ч воспринимается почти как 150 км/ч на «нормальном» автомобиле. Особенно если ехать с откинутым передним стеклом.

К слову, откидывается не только стекло, но и рулевая колонка со спинкой сиденья. В таком положении высота машины составляет всего 1250 мм. Сделано это скорее всего для транспортировочных целей.

С ОГЛЯДКОЙ НА ВОДЯНОГО ЖУКА
ТПК явно сконструирован с оглядкой на одну из лучших амфибий Второй мировой войны – Typ 166 Schwimmwagen, созданную на основе узлов и агрегатов знаменитого VW Kofer («Жук»). К примеру, и «наш», и «немец» имеют поперечно-торсионную подвеску колес и двигатель воздушного охлаждения. Правда, есть принципиальное отличие. «Водяной жук» больше похож на легковой автомобиль, а ТПК абсолютно утилитарен. На это намекают и его дизайн, и складные пассажирские сиденья, расположенные справа и слева от места водителя, восседающего точно посередине. Интересно, что, несмотря на малые размеры, ЛуАЗ-967 способен выдержать солидную нагрузку в 400 кг, считая вес водителя, и тянуть прицеп массой 300 кг. Но это еще не все.

Известная присказка, что амфибия – это неплохой автомобиль, но никудышный катер, вполне годится и для героя нашего рассказа. Но чтобы убедиться в этом, нужно было отплыть хотя бы метров на двадцать от берега. Начнем с того, что «луазик» не имеет ни винта (как «сто шестьдесят шестой»), ни водомета (как советский бронированный разведчик БРДМ и легкий танк ПТ-76). Поэтому передвигаться по воде он может только за счет вращения колес. Для этого нужно включить полный привод, перейти на вторую передачу. После чего ЛуАЗ начинает неторопливо чапать со скоростью пешехода. Столько же на среднем ходу развивает мотолодка «Днепр» под подвесным мотором «Москва-10». Увеличить скорость могли бы специальные лопасти, привинчивающиеся к колесам, но у нас их под рукой не оказалось.

Только на воде я понял, для чего на ТПК применена столь экзотическая посадка водителя посередине машины. Находись он справа или слева, получился бы заметный крен. Что при высоте надводного борта от силы сантиметров 15–20 (и это при минимальной нагрузке) было бы весьма неприятно. Вообще на этой машине преодолевать водные преграды лучше всего в гордом одиночестве, с пустым кузовом и в безветренную погоду. Все-таки его стихия отнюдь не вода.

ГЕОЛОГ – СУПЕР-ТПК
Жаль только, что у нового владельца Луцкого автомобильного не нашлось ни денег, ни желания, чтобы продолжить выпуск этой замечательной машины – мечты любого охотника, рыболова и просто любителя экстремальных путешествий. Увы, остался не реализованным и другой интересный проект – ЛуАЗ-1901 «Геолог», эдакий «Супер-ТПК» с тремя ведущими осями и трехцилиндровым дизелем 3ДТН Харьковского завода им. Малышева. Засветившись на Киевском автосалоне SIA’1999 этот автомобиль, похоже, окончательно канул в Лету.