Массовые беспорядки в Кондопоге, небольшом населенном пункте в Карелии, произошедшие в самом конце августа 2006 года, еще раз поставили вечный для России вопрос о том: в чем же причина подобных выступлений. Вспомним ход тех событий, в ночь с 29 на 30 августа 2006 года. Недалеко от пользующего дурной славой ресторана «Чайка», была организована массовая драка, в ходе которой двое местных жителей были убиты. Трое были доставлены в больницу с колото-резанными ранами внутренних органов, были пострадавшие с ушибами и резанными ранениями. Активные участники избиений и убийств, а по сути их организаторы, выходцы из Северо-Кавказского региона, в большинстве чеченцы, скрылись с места преступления. Заметим, что во время этих событий у ресторана находился подъехавший дежурный отряд милиции, который наблюдал за дракой, не делая попыток ее остановить.
Уже на следующий день после массовой драки, в ночь с 31 августа на 1 сентября 2006 года в городе были попытки поджога принадлежавшего выходцам с Кавказа имущества. Однако главные события развернулись 2 сентября, когда в городе прошло два митинга: один около рынка, другой рядом с администрацией города. Мнение местных жителей было единым - выдворить кавказцев за пределы города и закрыть принадлежавшие им торговые места. Эти решения тут же были претворены в жизнь, что привело к массовыми беспорядками, в которых, по разным подсчетами приняло участие около 100-150 человек.
Тех, кто прямо или косвенно принимал участие в конфликте, можно разделить на нескольких действующих сил. Это - Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), этнические криминальные и полукриминальные группировки представленные как выходцами с Кавказа, так и местным криминалитетом. Не надо забывать и местную власть, которая вместе с руководством кондопожского целлюлозно-бумажного комбината закрывала глаза на негативную криминальную ситуацию в городе. Вместе с тем именно бездействие властей и пассивная роль комбината, во время погромов, было одной из существенных причин эскалации беспорядков. И тем не менее главное звено в произошедшем - местное население, которое было активным участником событий.
Без малого год прошел с момента этих событий, однако до сих пор нет четкого понимания того, что же все-таки произошло. Был ли это в чистом виде межэтнический конфликт, криминальная разборка или провокация со стороны определенных политических сил: не секрет, что движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) во главе с Беловым-Поткиным, именно на кондопожских событиях заработала свой основной политический капитал. С другой стороны, может массовые выступления могли быть выгодны карельским властям, желавшим получить больший контроль над кондопожским целлюлозно-бумажным комбинатом. Наконец конфликт мог быть результатом мести местного малого бизнеса, вытесняемого кавказскими криминальными группировками с рынков и торговых точек. Получатся, конфликт был выгоден всем. Не случайно что многие поспешили уже перевести его в разряд теории заговоров. Мол, все было заранее подготовлено и подстроено.
Да, действительно, непосредственно во время событий толпой управляли с помощью мобильной связи, были и провокаторы, распространявшие слухи о зверствах чеченцев, был вовремя организован подвоз водки к уже разгоряченной толпе. Не было проблем у участников событий и с бензином для поджога ресторана «Чайка» и принадлежавших кавказцам магазинам «Фаворит», «Гермес», залов игровых автоматов, торговых площадей на рынке. Однако считать, что все это только результат заранее подготовленных спланированных действий, значит находить простые ответы, на вопросы, которые характерны сегодня не только для маленькой Кондопоги. Случившееся в Кондопоге - это модель того социального напряжения, которое тлеет сегодня по всей стране. Поэтому пьяная драка в ресторане «Чайка» - это прежде всего трагический случай, именно случай, но который был удачно использован заинтересованными в дестабилизации обстановки силами.
Для того, чтобы понять, что произошло в Кондопоге, необходимо установить не кто конкретно был зачинщиком беспорядков, а что послужило причиной того, что пьяная разборка в местном баре вылилась как нас многие хотят убедить, в межэтнический конфликт. По сути город оказался поделен на две части: тех, кто работает на комбинате и тех, кто там на работает. У работающих - есть зарплата, возможность пользоваться современным спортивными сооружениями, иметь достойное медицинское обслуживание. Не надо забывать, что Кондопога лидирует по онкологическим заболеваниям дыхательных путей в регионе, в основном из-за деятельности комбината. Характерно, что в беспорядках по экспертным оценкам не принимали участие работники ЦБК.
У тех же, кто не имеет отношения к комбинату, этих благ нет. Но есть раздражение тем, что они есть у других. Недоволен был малый бизнес, вытесненный кавказскими криминальными группировками, было, наконец, недовольство противоправными действиями по отношению к местным жителям со стороны кавказцев. Вспомним, ставший уже символом событий, нарушавший все возможные правила движения черный Мерседес без номеров, управляемый кавказцем. При этом - была пассивная власть в лице милиции, администрации города и ЦБК, не принимавшая никаких серьезных действий по наведению порядка.
Итак, как или чем объяснить события в Кондопоге? Были ли это проявления ксенофобии, которой, подобно вирусом, заразили тихих карельских жителей, понаехавшие представители ДПНИ? Был ли это заранее спланированный и отрежиссированный заговор? Ответ на эти вопросы должен быть отрицательным. Называя же события в Кондопоге проявлениями ксенофобии, мы упрощаем происходящее, забывая и о сложившейся социальной и криминальной ситуации в городе, и о феномене социальной несправедливости и о многом другом, на чем базируется экстремизм и ксенофобия. Анализ произошедшего должен строиться прежде всего не с акцентом на этнической принадлежности его участников а с учетом социальной, вернее социально-экономической ситуации. Поэтому суть произошедшего видится в следующем. События в Кондопоге – явление характерное для многих регионов России. Это выплеснувшееся наружу долго сдерживаемое недовольство людей своим нищенским положением, пассивной властью неспособной навести элементарный порядок. Что же касается кавказцев – то они оказались во многом лишь конкретной мишенью, на которой сосредоточилось раздражение людей. Не удивительно, что недовольство властью и кавказцами слилось во время беспорядков воедино. Так что достаточно было ничтожного повода – и начались беспорядки. А дальше – дело в свои руки взяли вовремя подоспевшие умелые провокаторы, непременные активные участники подобных событий.
Максим Стадников, специально для Авто Mail.Ru