С формальной точки зрения в письме нашего читателя, полковника в отставке В. Колесникова, не было ничего неожиданного. Ехал человек с семейством на дачу – тормознули его гаишники в Подмосковье на узенькой дорожке и намекнули насчет алкоголя в крови. Мол, не годится выпивши ездить, придется проследовать к наркологу. А еще лучше – пройти в машину ДПС для беседы о вреде пьяной езды.
Офицер на провокацию не поддался, а потому быстро был... отпущен восвояси: дескать, не хочешь к наркологу – и не надо! Но настойчивый ветеран решил понаблюдать за развитием событий со стороны. Оказалось, примерно половину из остановленных водителей люди в погонах довольно быстро отпускали с миром; остальные исправно посещали гаишную машину (кстати – их было целых три), рылись в бумажниках, после чего тоже отправлялись по своим делам; только вот к наркологу никто никого так и не повез...
Конечно, описанная ситуация – частный случай. Совсем необязательно повторять маршрут читателя, чтобы убедиться в справедливости его наблюдений – любой водитель с ходу назовет десяток известных ему мест, облюбованных гаишниками для засад.
СЛУЖА ПРИМЕРОМ, СЕМЬЮ НЕ ПРОКОРМИШЬ
Чем мы, собственно, недовольны? Тем, что служители Закона останавливают нас на дороге? Да, конечно же, нет – в конце концов, мы не возражаем, когда нас обыскивают с головы до ног в аэропортах... Потому что уверены: во-первых, там обыскивают всех без исключения, а во-вторых, это делается для нашей же с вами безопасности! И пусть перероют хоть тысячу сумочек, чтобы отыскать в одной из них взрывчатку – на это никакого времени не жалко! А раз так, то и засады на дорогах готовы считать благом, если нам станет спокойнее. Но вот здесь-то и кроется первопричина нынешнего поголовного презрения к слову «гаишник».
Кипучая гаишная деятельность сегодня служит чему угодно, кроме поддержания порядка на дорогах! Перекрыть полгорода ради кучки чиновников с цветомузыкой на крыше – это запросто. Игра в прятки с радаром в кустах – вообще элемент обязательной программы (см. фото). Но главное правило – избегать тех мест, где возник затор, сломался светофор и вообще пахнет настоящей работой.
Возвращаясь к письму читателя, давайте задумаемся, почему задержали именно его. Ответ прост – это было удобно для инспектора! Скорость низкая, номера обыкновенные, в машине семья: с таким проблем не будет. Намекни насчет многочасовой задержки – начнет нервничать; глядишь, и полезет в карман. И кому какое дело, сколько действительно опасных для общества лихачей пронеслось мимо на запредельных скоростях?
Мы убеждены: инспектор, по справедливости покаравший обнаглевшего хама, который продирается на джипе по тротуару, протискивается под опущенный шлагбаум или вываливается в непотребном виде из-за руля, немедленно заработает нужные очки в глазах всего автомобильного сообщества. Очки будут удвоены и утроены, если милиционер не испугается ни тонированных стекол, ни блатных номеров, ни красной книжицы с пугающим названием. Не случайно в письмах «зарулевцев» все чаще упоминается фильм «Инспектор ГАИ» – дескать, вот таких мы готовы уважать! Но ссылки на наивный фильм прошлой эпохи сегодня выглядят довольно грустно.
Еще пару десятков лет назад сам факт дачи взятки милиционеру считался чем-то постыдным. Сегодня же вопросы типа «Командир, сколько с меня?» звучат совершенно естественно. Более того, согласно самым разным опросам, большая часть автолюбителей убеждены, что люди в погонах – это представители той профессии, что по штату берут с клиентов деньги. И готовы платить им за разного рода «забавы» – пересечение «двойной сплошной», превышение скорости, промилле алкоголя в крови... И те – берут!
А действительно, зачем идут работать в гаишники? Боимся, что число тех, кто идет служить «за идею», не слишком велико (хотя есть и такие!)... Зарплата – низкая, престижа – никакого, условия труда – жуткие, анекдоты – на выбор, но ведь идут же! В засадах сидеть... Значит – выгодно. Да так выгодно, что все разговоры про честного дядю Степу неудобно вести даже среди питомцев детского сада.
КАКАЯ У НИХ РАБОТА?
Имел ли вообще право инспектор ДПС останавливать водителя Колесникова, который ничего не нарушал? Вот что пояснил заведующий отделом правовой информации ЗР Сергей Смирнов.
В своей работе сотрудники ГИБДД руководствуются Законом «О милиции» и внутренними нормативными актами. Основным актом, устанавливающим права и обязанности сотрудника ДПС, является Приказ МВД РФ от 20.04.1999 г. No 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ».
Сотрудники ДПС осуществляют контроль за соблюдением Правил дорожного движения, в том числе путем патрулирования (как открытого, так и скрытого). Важно отметить, что на них в первую очередь возлагается обязанность именно предупреждать правонарушения! С этой точки зрения логично как раз открытое патрулирование. Здесь срабатывает так называемый «эффект присутствия»: водитель видит машину ДПС и лишний раз постарается не нарушать правила. Но в большинстве случаев сотрудники ГИБДД не предупреждают правонарушения, а, выскочив из «засады», пресекают нарушения. То есть борются не с причиной, а со следствием.
Водитель же в любом случае обязан выполнить требование сотрудника ГАИ об остановке; при этом не важно, происходит это на стационарном посту или на лесной дороге. Другое дело, что инспектор обязан быть одет по форме, с нагрудным знаком, а для остановки транспортного средства вне стационарного поста ГИБДД у него должны быть веские основания...
Если вы считаете, что инспектор ДПС нарушил закон (или ваши права!), можете обратиться в вышестоящий орган ГАИ или службу собственной безопасности ГИБДД.
Кипучая гаишная деятельность сегодня служит чему угодно, кроме поддержания порядка на дорогах!