Для класса «С» характерна многочисленность группы лидеров. В соответствии с продолжающимся подъемом благосостояния среднего класса устойчиво хорошим спросом пользуются Peugeot 307, VW Golf, Ford Focus, Opel Astra, Renault Me-gane, Toyota Corolla и Nissan Almera. Это означает жесткую конкуренцию и агрессивную войну цен, а также то, что новичку пробиться в этой борьбе весьма затруднительно. Масла в огонь добавил запуск российского производства Ford Focus, снизившее цену так, что образовались очереди.
Нужен промоушн
Ни Fiat Stilo, ни Mazda 323 хорошим спросом в России пока похвастать не могут. Вернее, Mazda 323 весьма популярна, но в качестве подержанного импорта, что для покупателей новых автомобилей нередко оборачивается потерей имиджа. Продукция «Fiat» в глазах российских покупателей вообще не отличается высокой репутацией (не совсем заслуженно). В обоих случаях автомобили нуждаются в раскрутке, опирающейся на трех «китов»: качественный товар, агрессивная торговля и доступный сервис. Насколько хорош сам товар, мы попробуем выяснить в прямом сравнении двух пятидверных хэтчбеков Fiat Stilo и Mazda 323F, оборудованных 1600-кубовыми моторами и механическими трансмиссиями. Технически это довольно близкие автомобили с практически идентичной габаритной длиной и колесной базой. Однако есть и существенные отличия: Stilo ощутимо шире (на 50 мм) и намного выше (на 115 мм), что сулит весомые преимущества во вместимости.
Агрессия цен
Даже в базовом исполнении (Active) Fiat Stilo оснащен богато: 6 (!) подушек безопасности, АБС, антипробуксовка, кондиционер, борткомпьютер, электропакет и развитая аудиосистема. Причем за все это просят весьма умеренные деньги — $15 200. Не менее интересно и специальное предложение для Mazda 323F — $14 999 за автомобиль, оборудованный почти столь же щедро, как и Stilo, не хватает только магнитолы и борткомпьютера, да подушек на две меньше. Цены говорят сами за себя — очевидно, обе модели включены в активные «боевые действия» против более успешных конкурентов. Для сравнения: отнюдь не самый дорогой аналог Peugeot 307 с теми же дополнительными опциями, что и Stilo, обойдется в $16 600, то есть на $1400 дороже. С другой стороны, российский Ford Focus, дооснащенный до того же уровня, будет стоить $13 400 или на $1800 дешевле, чем Stilo.
О стилях
Нынешнее поколение Mazda 323 выпускается с 1998 года, претерпев в 2000-м косметическую модернизацию, то есть по японским меркам машина явно «зажилась». И действительно, осенью ей ожидается замена, тем не менее 323F продолжает радовать своей внешностью, во многом напоминая блестящего предшественника с тем же названием, выпускавшегося в 1994 —1998 годах. Самое интересное — насколько хэтчбек 323F выглядит выразительнее, пропорциональнее и изящнее, чем седан 323, несмотря на значительную унификацию панелей кузова. Одной лишь наружностью Mazda 323F до сих пор способна завоевывать сердца. Fiat Stilo намного моложе — всего-то полтора года от роду, и переходы поверхностей его кузова прорисованы в более современной, граненой, манере. Но основная разница между нашими соперниками в пропорциях: на фоне высокого, «семейного», Stilo приземистая Mazda смотрится едва ли не спортивным автомобилем.
Тем не менее и Fiat по-своему хорош, вот только итальянского духа в нем практически не осталось, и если уж говорить о национальности дизайна, то здесь он скорее немецкий. Кстати, в трехдверной модификации Stilo латинских акцентов гораздо больше. Оформление интерьера Mazda 323F напоминает не один десяток других японских автомобилей — те же серые жесткие пластмассы, впрочем, удачно имитирующие мягкую поверхность, та же сдержанно-скромная архитектура передней панели. Все скроено ладно и очень высококачественно, но скучновато. На отделку интерьера Fiat Stilo, как и на его внешность, очевидное влияние оказал «классный запевала» VW Golf. Передняя панель отличается строгими классическими формами и мягкими пластиками. Однако, ес-ли безупречный интерьер VW Golf тщательно проработан даже в мелочах, то внутреннее оформление Stilo не производит столь же целостного и лаконичного впечатления. Как и ожидалось, посадка за рулем этих автомобилей разная, но в каждом случае по-своему удобная. В высоком Stilo и сидишь по-минивэновски высоко, а в Mazda — почти по-спортивному низко.
К преимуществам Fiat Stilo относится наличие не только угловой, но и продольной регулировки руля, а также значительно больший диапазон вертикального перемещения сиденья, но само сиденье нам больше понравилось в Mazda — более жесткое и с лучшей боковой поддержкой. Сиденье Stilo слишком мягкое, практически аморфное.
Суть в высоте
Снаружи Fiat выглядит как значительно более вместительный автомобиль, но это оказалось «обманом зрения». У Maz-da явно больше расстояние между рядами сидений, а ширина задней части салона у соперников примерно одинакова, и только по высоте салона за Stilo очевидное преимущество.
Дополнительной похвалы заслуживает регулировка заднего сиденья Mazda в продольном направлении и по наклону спинки, а также возможность превращения правого переднего сиденья в столик. Тянешь в определенной последовательности за специальные ручки — и трое могут относительно комфортно трапезничать. Правда, все это может быть и у Stilo, но за доплату. Если мерить до полки, то оба багажника примерно одинаковы. Если до потолка, то грузовой отсек Stilo заметно выигрывает по высоте, обеспечивая возможность перевозки более габаритных предметов.
Дефицит низов
На загородных трассах динамика разгона наших конкурентов приблизительно равна и обеспечивает достаточную уверенность при обгонах, когда используется зона средних и высоких оборотов.
Другое дело в городской толчее — там, где Mazda уверенно вытягивает на высших передачах, Fiat ультимативно требует переключения «вниз». Характеристика японского мотора очень ровная, с хорошей тягой во всем диапазоне оборотов, а итальянский демонстрирует свой темперамент только выше 3000 об/мин, не желая активничать ниже этой границы. К тому же у Mazda более четкое переключение передач.
На разные вкусы
На наш вкус Fiat явно перестарался с настройкой управляемости и плавности хода, сдвигая неизбежный компромисс между ними в сторону комфорта. Автомобиль сильно кренится в поворотах и раскачивается при резких маневрах. Положение усугубляется «пустым», лишенным какой-либо информативности рулевым управлением и повышенной склонностью к недостаточной поворачиваемости, проявляющейся в раннем повизгивании передних шин. Словом, Fiat Stilo никоим образом не подходит на роль автомобиля для водителя-энтузиаста.
На этом фоне Mazda чуть ли не спортсменка, хотя в точности прописывания связки сложных поворотов и она уступает лучшим аналогам, таким, как Peugeot 307 или Ford Focus. Но в сравнении со Stilo Mazda 323F ведет себя значительно собраннее, а ее рулевое управление относительно информативно и в меру чувствительно. Компенсируя недостатки управляемости, Fiat Stilo выигрывает в плавности хода, причем различие между ним и Mazda 323F становится очевидным уже после короткой поездки. От современных автомобилей этого класса Stilo отличается на редкость мягкой подвеской, чем слегка напоминает большие американские седаны. За этим прослеживаются желание выделиться среди конкурентов и расчет на любителя. Вот только много ли поклонников такой настройки подвески? Многие, и мы в том числе, предпочтут более жесткую подвеску Mazda 323F, обеспечивающую заурядный уровень комфорта, но зато не укачивающую пассажиров. В который раз вспоминается Ford Focus, демонстрирующий «золотую середину» и в отношении плавности хода.
Итак, два игрока «на новенького» рассчитывают догнать лидирующую группу. Оценивая сочетание цена — качество, оба выглядят вполне достойно, но предназначены разным клиентам. Не повторяя конкретных плюсов и минусов, можно сделать обобщенный вывод, что Fiat Stilo больше подойдет хозяйственному семьянину без «драйверских» амбиций, а Mazda 323F — бесхозяйственному «драйверу» (шутка).
Учитывая возраст
Если серьезно, то в Fiat влезет холодильник побольше, чем в Mazda. Зато в отличие от «итальянца» «японка» способна доставить большее удовольствие хорошему водителю. Планируя покупку, учтите еще два фактора: с одной стороны, Mazda имеет репутацию высокой надежности, а с другой, Fiat Stilo будет выпускаться еще минимум 5 лет, в то время как нынешнему поколению 323F осталось всего полгода, что обес-печивает Stilo большее моральное долголетие.