Повелители четырех колец Audi

29 июня 1932 года четыре саксонские компании решили создать союз, чтобы вместе противостоять охватившему Германию экономическому кризису

29 июня 1932 года четыре саксонские компании Audi, Horch, DKW и Wanderer решили создать союз, чтобы вместе противостоять охватившему Германию экономическому кризису. Возглавить Auto Union должна была фирма Horch, как самая старая и имеющая опыт работы в производстве дорогих автомобилей.



Эту компанию основал знаменитый Август Хорьх в 1899 году в Кельн-Эренфельде. Его первая машина имела 2-цилиндровый движок и карданный привод на задние ведущие колеса.

В 1902 году производство было переведено в Райнбах, а еще через два года завод перебрался в Цвикау, Саксония. Именно там было освоено производство модели 18 с мотором мощностью 22 л.с., на которой была завоевана победа в пробеге на приз Геркомера. В 1907 году Хорьх конструирует автомобиль с большим 7,8-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 65 л.с., который не получил успеха на рынке. После провала этой модели акционеры компании выгнали его из его же компании.


Но Хорьх не собирался сдаваться. В том же Цвикау он создает новую компанию и присваивает ей свою же фамилию. Однако бывшие коллеги через суд заставляют его поменять название фирмы.

Август, недолго думая, переводит название на латынь: слово Horch (по-немецки «слушай») становиться звучным Audi.

Первый легковой автомобиль этой марки появился в 1910 году. Он имел 4-цилиндровый двигатель, похожий на прежние конструкции Horch. Но вскоре за ним последовали новые силовые агрегаты, имевшие симметричные клапаны.


История DKW началась в 1919 году, когда немецкий инженер датского происхождения Йорген Скафте Расмуссен построил легкий мотоцикл, получивший название DKW. Новинка имела шумный успех на рынке.

В 1928 году Расмуссен решил начать производство машин – для этого он купил разорившийся завод Dautche Werke.

Автомобили и мотоциклы DKW всегда несли оригинальные технические решения. Так, в 1930 году компания начала производить V-образные 4-цилиндровые движки, а на следующий год фирма одной из первых в мире создала автомобиль с приводом на передние колеса. Когда Audi и DKW объединились, то наработки по переднеприводной компоновке были использованы на новых моделях Audi Front.

Старейший производитель велосипедов в Германии Wanderer занялся автомобилями в 1911 году.

Молодой итальянский инженер Этторе Бугатти предложил компании проект небольшой машины, но Wanderer отказалась, а затем на основе модели Бугатти создала свою собственную машину, имевшую 4-цилиндровый мотор объемом 1147 куб.см.

Автомобиль получил собственное название Puppihen («Куколка»). Эта модель выпускалась до 1921 года, когда Wanderer наладил собственное производство двигателей с верхним положением клапанов. После объединения в единый концерн новые автомобили Wanderer получили независимую переднюю подвеску.

Возглавить новообразованный союз руководство пригласило лично Августа Хорьха. Знаменитый изобретатель писал потом: «Никакими словами не передать тех чувств, которые я испытал, когда 23 августа 1932 года после долгого отсутствия я вновь вошел в заводские цеха... Цеха, созданные мной, они не видели меня очень долго».



Хорьх развернул на новом посту бурную деятельность. Положение было критическим, и надо было немедленно создавать новые машины. Наиболее впечатляющими моделями Horch тех лет по праву считаются машины, принадлежавшие к так называемой «восемьсот пятидесятой серии». Серебристые гоночные Audi Union обгоняли на соревнованиях Mercedes, Alfa-Romeo и Bugatti. Объединение принесло пользу всем его участникам. Первым результатом стала переднеприводная Audi Front с 6-цилиндровым движком Wanderer, за которой последовала заднеприводная Audi-920 с 6-цилиндровым 3-литровым мотором Horch.


После проигрыша Германии во второй мировой войне, город Цвикау вошел в состав зоны оккупации СССР, а затем стал территорией ГДР. Заводы Audi, Horch, DKW и Wanderer были национализированы.

Предприятие Audi приступили к выпуску не менее знаменитых Trabant, а на Horch наладили мелкосерийное производство дорогих лимузинов Sacksenring, а затем грузовиков. Таким образом, марки Horch и Wanderer исчезли навсегда, а марка Audi лишь временно.


Заводы Auto Union, оставшиеся в англо-американской зоне, производили только автомобили DKW. В 1957 году там была создана новая машина AutoUnion-1000, но уже в следующем году все производство попало под контроль Daimler-Benz, а в 1964 заводы стали собственностью Volkswagen, которая решила возродить марку Audi. На автосалоне во Франкфурте дебютировала переднеприводная Audi-60 с экономичным двигателем, разработанным Daimler-Benz. В 1969 году произошло еще одно слияние: Auto Union объединилась с компанией NSU, в результате чего на свет появилась NSU – Auto Union. Но в 1984 году руководство решило, что такое название слишком сложное, и компанию переименовали в Audi. В память о славном прошлом фирмы ее эмблемой стали четыре кольца, символизировавшие некогда Audi, Horch, DKW и Wanderer.

Текст: Александр Новиков Фото: Из архива А. Новикова