Вряд ли совершу открытие, если скажу, что внешность прежнего «ФИАТ-Мультипла» мало кому нравилась. Оригинальная, необычная, даже революционная – это да. Но вот назвать ее привлекательной... Тем не менее мини-вэн выпускали без изменений пять лет, несмотря на снижение продаж, и лишь в нынешнем году обновили. Поднимет ли это интерес к модели, сказать сложно – ведь придется ломать инерцию негативного восприятия. Впрочем, не будем забегать вперед, время покажет.
А пока познакомимся с обновленной «Мультиплой» поближе. Сразу расставим точки над i: речь идет не о новой модели, а именно о рестайлинге – изменении внешнего облика с сохранением прежней силовой структуры кузова. Если быть точным, полностью поменялась носовая часть до передних дверей: отныне она оформлена в едином корпоративном стиле аналогично модели «Идея». Другую форму приобрели задние светоблоки, а бамперы окрасили в цвет кузова. Изменилось и обозначение комплектаций: вместо SX и ELX – Active и Dynamic.
ШЕСТОЙ НЕ БУДЕТ ЛИШНИМ!
Зал для презентации был оформлен необычно: вместо сцены – панель приборов, под окнами – дверные ручки и кнопки электростеклоподъемников. Плюхнувшись в кресло, не сразу сообразил, что и они расставлены не абы как, а с умыслом – блоками по шесть штук в два ряда, повторяя компоновку салона. Причем, среднее впереди выделялось ярко-желтым цветом – намек на «лишнее» место более чем понятен.
«ФИАТ-Мультипла» единственный из современных легковых автомобилей обладает необычной формулой пассажировместимости «3+3» – два ряда по три кресла в каждом. Благодаря этому машина длиной чуть более четырех метров (а до рестайлинга было и вовсе 3,99!) способна вместить шесть человек. В близком по габаритам автомобиле с салоном классической компоновки (два кресла впереди) разместятся лишь пятеро, а для семерых нужно минимум 4,3 м на парковке, при этом совсем не остается места для багажа. Подсчитано даже, что компоновка «Мультиплы» на 37% облегчает общение между пассажирами в сравнении с трехрядной!
Все шесть кресел здесь полноценные, хотя по современным меркам предлагают скромный набор регулировок: сзади продольная есть только у среднего кресла, да и то в богатой комплектации «Динамик». Впрочем, чуть повозившись, задние кресла можно переставить на 150 мм вперед – и даже в этом случае для рослых пассажиров останется вполне достаточно места. Широченные дверные проемы, абсолютно ровный пол, огромная площадь остекления (сидишь, как на веранде!), 1,6 м внутренней ширины и четыре кубометра (!) салона – у этого вэна множество достоинств!
ИЛИ ВСЕ-ТАКИ БУДЕТ?
Недостатки? Объективно, пожалуй, единственный: в сравнении с одноклассниками кузов шире на 40–70 мм. Впрочем, к этому привыкаешь через полчаса езды. А вот к чему так и не смог приспособиться, так это к двум пустым креслам справа и очень широкому вверху, на уровне стекол, салону. Это создает даже большее ощущение автобуса, чем на полноразмерном семиместном мини-вэне, где впереди все-таки два места и какое-то подобие «легкового» кокпита. Здесь же самая близкая ассоциация – фургончик типа короткого «Форда-Транзит». Путешествовать большой компанией или семьей здорово, но ездить одному на работу в эдаком аквариуме не очень уютно.
Возможно, как раз для комплексующих приверед вроде меня предусмотрен вариант замены среднего кресла на объемистый бокс на 18 л со встроенным холодильником. Но стоило ли городить огород, чтобы в итоге вернуться к пятиместной конфигурации? Портрет потенциального покупателя возникает достаточно специфический: глава семьи ровно из шести человек, живущей в тесном мегаполисе. Впрочем, я забыл о профессионалах – просторная и одновременно компактная «Мультипла» очень популярна у итальянских таксистов!
ГАЗИРОВАННЫЙ БЕНЗИН
«Слушай, где тут зеркала регулируются?» – коллега безуспешно искал символы на передней панели. Лишь через несколько минут обнаружили нужные клавиши на... потолке рядом с пультом управления двумя люками – ну, затейники! Впрочем, зеркала единожды отрегулировал и катайся на здоровье, а вот о других особенностях надо помнить постоянно. Например, ручник здесь не справа, а слева от сиденья, рычаг коробки – непривычно высоко на выступе консоли: если поначалу не контролировать процесс переключения зрительно, рука по привычке шарит гораздо ниже. Все так же необычна центральная консоль, похожая на муравейник, а блок дефлекторов вентиляции и вовсе напоминает то ли физиономию робота, то ли забрало на шлеме рыцаря. В принципе, все удобно, но я ожидал увидеть интерьер обновленным – согласитесь, при рестайлинге на шестом году жизни модели это было бы логично.
Без изменений осталась и гамма силовых агрегатов. Бензиновый мотор объемом 1,6 л и мощностью 103 л. с. – это минимум для столь крупной и тяжелой машины. Он может спокойно везти, а если потребовать большего – даже усердно рычать, но не более того. На обгонах-разгонах приходится выкручивать его до шести тысяч и интенсивно переключать передачи. Более тяговит и покладист 1,9-литровый турбодизель мощностью 115 л. с. – его 205 Н.м крутящего момента обеспечивают лучшие динамические показатели, неплохую эластичность и позволяют лишний раз не беспокоить коробку. Единственное условие – не свалиться в «турбояму» ниже полутора тысяч оборотов, где мотор скисает. Есть и двухтопливный вариант Bipower с 1,6-литровым мотором, который дополнительно оборудован газовой топливной системой. Три расположенных под днищем баллона объемом 168 л вмещают 26,5 кг сжатого метана: его хватает почти на 500 км пробега, хотя и с некоторым снижением динамических характеристик.
ЖДИТЕ К КОНЦУ ГОДА
В Италии продажи обновленного «ФИАТ-Мультипла» начались 26 июня. В сентябре-октябре машина появится на других рынках, ближе к концу года, вероятно, дойдет очередь до России – более точные сроки названы не были. Принято решение о поставках к нам автомобилей со всеми тремя силовыми агрегатами. По утверждению главы российского представительства «ФИАТ-Ауто» г-на Паскуино Стерца, цены будут близки к итальянским: 1,6 Active/Dynamic – 18 150–20 030 евро; 1,9 JTD Active/ Dynamic – 20 450–22 430 eвро; 1,6 Bipower Active/Dynamic – 20 570–22 480 евро. Не сказать чтобы дешево, но ведь и аналоги сыскать трудно.