Невозможный автомобиль

Voiture impossible, невозможный автомобиль — так этот проект называли во Франции. В 1998 году, когда фирма Renault объявила о начале работ над седаном X90, никто не верил, что можно создать современный семейный автомобиль со стартовой ценой всего 5000 евро. Но спустя шесть лет в техноцентре Renault под Парижем публике был представлен предсерийный образец «невозможного автомобиля». Здесь же впервые прозвучало имя новинки — Renault Logan.

Voiture impossible, невозможный автомобиль — так этот проект называли во Франции. В 1998 году, когда фирма Renault объявила о начале работ над седаном X90, никто не верил, что можно создать современный семейный автомобиль со стартовой ценой всего 5000 евро. Но спустя шесть лет в техноцентре Renault под Парижем публике был представлен предсерийный образец «невозможного автомобиля». Здесь же впервые прозвучало имя новинки — Renault Logan.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ была на редкость масштабной. В конференц-зале техноцентра в Гиянкуре собрались около пятисот журналистов из самых разных уголков мира — и все высшее руководство Renault, включая президента Луи Швейцера и шеф-дизайнера Патрика Ле Кемана. Приехали и непосредственные исполнители проекта — главы будущих сборочных предприятий, среди которых был и шеф московского СП Автофрамос Жан-Мишель Жалинье.

Во время вступительной речи Швейцера напряжение в зале росло с каждой минутой — на гигантском экране мелькали то дизайнерские наброски, то фотографии закамуфлированных прототипов... И вот, наконец, впервые прозвучало имя — Logan. А спустя несколько минут из-за экрана показались и сами автомобили.
Красив ли Logan? Сбоку — похож на Fiat Palio, сзади — на Renault Symbol. Мы ожидали решений поинтереснее. Ведь нам известно, что над дизайном работал талантливый Бенуа Жакоб — один из авторов самых смелых концепт-каров Renault Initiale и Vel Satis, а также серийных моделей Spyder и нового минивэна Espace. Но шеф-дизайнер Патрик Ле Кеман предпочитает не называть конкретных имен (в фирме Renault вообще не принято персонифицировать дизайн новых моделей). Кроме того, Logan — это не Megane. Перед его создателями стояла немного иная задача — реализовать принцип design to cost. Уложиться в заданную стоимость.

Экономией дышит каждая деталь. Невыразительный рельеф кузовных панелей? Зато — дешевые штампы и не столь высокие требования к качеству проката. Малая кривизна стекол? Зато делать их проще и дешевле: Борский стекольный завод наверняка справится. Из экономии французы отказались даже от маленьких треугольных окошечек в задних дверях. Молдинги, повторители «поворотников», противотуманные фары, наружные дверные ручки и зеркала — все это не просто симметричное, а абсолютно одинаковое слева и справа.
Французы и не скрывают, что экономили на каждой детали. Наоборот, они этим гордятся. Например, передняя панель салона отливается единой деталью — и в производстве дешевле, и при сборке. Дверные панели — тоже цельнолитые.

И дизайнеры, и конструкторы при создании Логана использовали только компьютерные методы — математическое моделирование «от А до Я» позволило сэкономить на проектных работах 20 миллионов евро (при общей сумме в 360 миллионов): не было построено ни одного опытного образца — сразу серийная технология! Название Logan — тоже компьютерное. Кстати, сами французы произносят его с ударением на последний слог — так же, как и Megane.

Как классифицировать Logan? Сами французы относят машину к гольф-классу. И не без оснований — по величине колесной базы (2630 мм) новый седан превосходит и хэтчбек Megane, и новый Golf, и новый Opel Astra! Длиннее колесная база разве что у «растянутого» седана Megane. Неудивительно, что в салоне Логана очень просторно — сзади можно спокойно усесться, не касаясь коленями спинок передних кресел. Не тесно и в плечах, причем даже втроем — несмотря на небольшую габаритную ширину машины. Объем багажника — 510 литров!

Техническое устройство — бесхитростное. Передняя подвеска McPherson — от нынешнего Clio. Задняя полузависимая подвеска — часть совместной платформы Renault-Nissan, на которой созданы Nissan Micra и Renault Modus. Двигатели — проверенные восьмиклапанные бензиновые «четверки» K7J (1,4 л, 75 л.с.) и K7M (1,6 л, 90 л.с.), но с новыми распредвалами для обеспечения лучшего крутящего момента на «низах». Пятиступенчатая «механика» и сцепление — от нового Мегана. Рулевое управление заимствовано у Символа. А тормоза еще проще — «сплошные» передние диски без вентиляции, которые ставят на базовый Logan, нынче на Западе вообще не встретишь...

Но Логан Логану — рознь. Самые простые машины действительно оснащены очень бедно: двигатель мощностью 75 сил, передняя подвеска без стабилизатора, руль без усилителя, невентилируемые тормоза без АБС, 14-дюймовые колеса. Ремни — без преднатяжителей, а подушки безопасности нет даже у водителя. Именно такие автомобили и будут стоить около 5000 евро.

Однако даже самый простенький Logan укладывается и в экологические нормы Euro 4, и в европейские стандарты по пассивной безопасности — без подушек и преднатяжителей. А 90-сильный Logan, к примеру, уже имеет передний стабилизатор, комплектуется 15-дюймовыми колесами и более мощным вакуумным усилителем тормозов. Диаметр дисков и барабанов увеличен, в качестве опции предусмотрена АБС фирмы Bosch последнего поколения с системой электронного распределения тормозных сил от Megane II. Все как у «взрослых»!

Конструкторы уверяют, что машина готова и к суровой российской зиме, и к жаркому солнцу Саудовской Аравии: все климатические испытания были пройдены успешно. Для плохих дорог предусмотрен большой дорожный просвет (155 мм — всего на 5 мм меньше, чем у вазовской «девятки»). Продумана конструкция днища: к примеру, тормозные магистрали проложены так, чтобы исключить их повреждение. Оба двигателя приспособлены для работы на бензине низкого качества с минимальным октановым числом 87. А вот неразъемная выпускная система (глушитель объединен с резонатором и каталитическим нейтрализатором) — явно сомнительное решение. Например, из-за «сгоревшего» катализатора придется менять всю трубу целиком...

Сначала Logan начнут выпускать в Румынии под маркой Dacia. Французы практически полностью (на 99,3%) выкупили завод в городке Питешти, сократили численность персонала более чем наполовину, перевооружили производство, вложив почти полмиллиарда евро. Первые машины должны сойти с конвейера ближе к концу этого года, а уже в следующем производство выйдет на проектную мощность: 200 тысяч автомобилей и 150 тысяч машинокомплектов. Все румынские Логаны будут продаваться с гладкой крышкой багажника — без характерной выштамповки в стиле Символа. И самый простой, базовый Logan действительно будет продаваться за 5000 евро! Да, на этих машинах не будет ни подушек безопасности, ни преднатяжителей, ни кондиционера, ни гидроусилителя руля, ни магнитолы, ни даже декоративных колпаков на колесах. Но за пять тысяч покупатель получит новый просторный седан (фактически гольф-класса), современный и безопасный. Кстати, 5000 евро по нынешнему курсу — это около $6200. То есть если бы простой Logan продавался на нашем рынке, он был бы дешевле даже вазовских «девяток»!

Но маркетологи Renault хотят, чтобы на российском рынке Logan конкурировал с машинами подороже. Конвейер московского СП Автофрамос производительностью 60 тысяч машин запустят в конце 2005 года, и с него будут сходить Логаны в более богатом оснащении — с АБС, одной подушкой безопасности, ремнями с преднатяжителями и, наверняка, с гидроусилителем руля. Стоить такой автомобиль будет около 8000 евро. На ВАЗе к этому времени встанет на конвейер прямой конкурент Логана — модернизированная «десятка» ВАЗ-2170 с электроусилителем и водительской подушкой. И скорее всего, при определении цен на Logan французы будут «привязываться» к прайс-листу на тольяттинские машины. Ведь очевидно, что более просторный, современный и лучше оснащенный Renault должен быть чуть дороже!

А если он будет дешевле... Как нам кажется, ВАЗ должен серьезно задуматься о будущем. Ведь Logan однозначно указывает на то, что отечественные автозаводы начинают играть на одном поле с зарубежными гигантами. Пожалуйста: Renault затратил на разработку Логана 360 млн евро, и еще 230 млн евро на подготовку его производства в России — не намного больше, чем полмиллиарда долларов, затраченные ВАЗом на Калину. Но при этом Logan будет выпускаться как минимум в пяти странах — это Румыния, Россия, Марокко, Иран и Колумбия. К 2010 году суммарный объем выпуска Логанов должен достигнуть 700 тысяч автомобилей в год! Причем это будут не только седаны — на платформе X90 уже в 2007 году появятся универсал и фургон. Возможно, будет и хэтчбек — для Европы.
Словом, в рыночном будущем «невозможного автомобиля» можно не сомневаться.

А какое будущее ждет нынешний Renault Symbol? С приходом Логана «отверточная» сборка этих машин в Москве прекратится, но поставки из Турции продолжатся. Symbol будут продавать в основном в дорогих комплектациях — с 16-клапанными двигателями и «автоматами», которых Logan будет лишен. Не боятся французы и внутренней конкуренции с Меганом — это более дорогой, более стильный и богаче оснащенный автомобиль.

И все же подождем предрекать проекту X90 всемирную славу, а Renault — золотые горы. Ведь мы пока не знаем самого главного, а именно — как поведет себя «цифровой» европейский автомобиль в «аналоговых» условиях реальной жизни. А в России ситуация может осложниться еще и безмерной любовью к отечественному автопрому со стороны наших законодателей — вряд ли Москва сдастся французам без боя...

Но в любом случае одну из задач люди из Renault уже выполнили: они продемонстрировали всему миру, что не потеряли умения делать из невозможного возможное.
Анатолий КАЛИЦЕВ
По материалам журнала "Авторевю" No11 (313) 2004