Смысловая модификация

История «Сенса» началась еще в прошлом веке. Точнее, в 1998 году, когда СП «АвтоЗАЗ-Дэу» приступило к отверточной сборке корейских «ланосов». Автомобиль знатный: в предках – «Опель-Кадет», внешность – от бюро «Италдизайн», подвеску и двигатель доводили специалисты «Порше». Но цена (около $8 тыс.) для большинства украинских покупателей оказалась неподъемной. Поразмыслив, ЗАЗ решил выпустить альтернативную модификацию – на пару тысяч «зеленых» дешевле. Для этого примерили «Ланосу» двигатель и коробку Мелитопольского моторного завода.

История «Сенса» началась еще в прошлом веке. Точнее, в 1998 году, когда СП «АвтоЗАЗ-Дэу» приступило к отверточной сборке корейских «ланосов». Автомобиль знатный: в предках – «Опель-Кадет», внешность – от бюро «Италдизайн», подвеску и двигатель доводили специалисты «Порше». Но цена (около $8 тыс.) для большинства украинских покупателей оказалась неподъемной. Поразмыслив, ЗАЗ решил выпустить альтернативную модификацию – на пару тысяч «зеленых» дешевле. Для этого примерили «Ланосу» двигатель и коробку Мелитопольского моторного завода. Корейская сторона эксперимент одобрила, но в наследственном имени нежданному детищу отказала. От греха – чтобы не скомпрометировать. Проект скромно назвали Л-1300, а с появлением предсерийного образца объявили конкурс на лучшее название – должен же автомобиль иметь имя собственное! Так на свет появился «Сенс» (в переводе – «Смысл»). В конце 2004 года ЗАЗ приступит к сборке, включающей сварку и окраску кузова. Это даст «Сенсу» право считаться украинским продуктом и откроет ему беспошлинный путь в Россию. В ЭКОНОМ-КЛАССЕ

В отличие от «Ланоса», у «Сенса» пока только один вариант кузова – четырехдверный седан и одна базовая комплектация – без кондиционера, центрального замка, электростеклоподъемников, гидроусилителя руля и тахометра. Единственная опция – магнитола «Дэу» ($100), которую трудно рекомендовать ценителям красивого звука. Но «дешевый» не значит «убогий». Сиденья с тканевой обивкой весьма удобны. Спинка заднего состоит из двух частей (60/40). Если сложить их, объем багажного отделения увеличится с 320 до 960 л. Пассажиры средней комплекции помещаются сзади втроем и вполне могут проехать километров 300–400, сохраняя добрые чувства друг к другу. Нет претензий к вентиляции с четырьмя вариантами обдува: на ветровое стекло, ноги, туловище, а также верхнюю и нижнюю части тела одновременно.

Сев за руль, отмечаешь две особенности – очень легкую педаль сцепления (свойственную и «Ланосу») и нестандартное переключение передач: задняя – вперед, пятая – назад. Оно досталось «Сенсу» от «Таврии». Но защита от случайного включения задней здесь другая, «опелевская» – подпружиненное кольцо на рычаге. Переключение четкое, как у «Ланоса», – «Сенс» позаимствовал его механизм. Сама же коробка передач – «таврическая», но не стандартная, а так называемая «горная колумбийская». В свое время МеМЗ разработал ее для машин, экспортируемых в Колумбию, чтобы те могли уверенно преодолевать горные кручи. Передаточное отношение главной пары здесь 4,13 против 3,875 у «Таврии». Для «Сенса» с его сравнительно большой массой (снаряженная – 1010 кг) оно предпочтительнее. Двигатель МеМЗ-307 с распределенным впрыском бензина развивает 51 кВт/70 л. с. и разгоняет машину с места до 100 км/ч за 17 с. У «Ланоса» с 1,5-литровым мотором на 16 сил больше, а разгон примерно на три секунды короче. Тем не менее, за рулем «Сенса» особой разницы не ощущается (правда, ехали без груза и с единственным пассажиром по не слишком загруженному шоссе). Оптимальная крейсерская скорость – 120–130 км/ч, как и у «Ланоса». Если бы не затяжные подъемы, требующие переключения на ступень ниже, разница между этими автомобилями была бы незаметна. Тем более, что по шумности (вполне, кстати, приемлемой) оба двигателя примерно одинаковы. Расход «95-го» бензина по трассе составил около 6 л/100 км. Пробные «сенсы», пущенные в опытную эксплуатацию в 2002 году, частенько глохли на холостых оборотах. Пришлось отзывать автомобили для корректировки программы контроллера. С тех пор жалоб нет.

Добрых слов заслуживает энергоемкая подвеска – та же, что у «Ланоса». В киевском таксопарке «Касан-авто», закупившем несколько лет назад 100 «ланосов», не нарадуются: «Машины прошли в среднем по 300 тысяч – и только сейчас у некоторых меняем пружины. А ведь таксист не частник – подвеску особо не бережет!». Стойко держатся и колеса, несмотря на довольно скромный размер: у «Сенса», как и у 1,5-литрового «Ланоса», 175/70R13. Вначале машину комплектовали корейскими шинами «Кумхо», теперь – польскими «Дембица», завод-производитель которых принадлежит компании «Гудьир».

Очевидно, не менее долговечным будет и кузов: все его элементы, кроме крыши и некоторых внутренних панелей, имеют защитное цинковое или цинково-никелевое покрытие. Думаем, этот бюджетный автомобиль вряд ли вызовет у россиян ажиотажный спрос, но своего покупателя найдет непременно.
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ЗАЗА СЕРГЕЙ ФИЛИПЕНКО
Поскольку «Сенс» является версией «Дэу-Ланос», конструкторы постарались максимально унифицировать автомобили. В системе питания применены топливный насос, топливный и воздушный фильтры «Ланоса». Настроенная система впуска с дополнительными резонансными камерами в комплексе с системой выпуска от «Ланоса» позволила поднять мощность и крутящий момент двигателя МеМЗ-307, при этом он не стал шумнее. Установлена новая электронная система зажигания. Форсунки, датчики и корпус дроссельной заслонки взаимозаменяемы с теми, что использованы на российских автомобилях.
Машину снабдили колодкой диагностики: работу систем зажигания и впрыска топлива можно проверить тестером АСКАН.
РЕЗЮМЕ
+ Надежная энергоемкая подвеска, экономичный современный двигатель, вполне комфортабельный салон, вместительное багажное отделение.
- Отсутствие опций, руль без гидроусилителя требует физических усилий при парковке и маневрировании на малых скоростях.
ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ. ФОТО АВТОРА
По материалам журнала "За рулем" No6 (876), июнь 2004