- С того момента, как в России стали выпускаться наши автомобили, определенная часть клиентов имела сомнения по поводу их качества. Их не удовлетворял тот факт, что машины носят марку BMW, и они хотели дополнительных гарантий. Руководство "БМВ Русланд Трейдинг" с самого начала знало, что с качеством на "Автоторе" все в порядке, и мы даже не делали акцента на том, где именно собран тот или иной автомобиль в Германии или в России. Но чтобы лишний раз доказать сомневающимся свою правоту, калининградцы старались добиться официального признания. И вот теперь оно у них есть. Сертификат ISO 9002 означает, что предприятие, его получившее, имеет производство, позволяющее соблюдать высочайшие стандарты качества на всех этапах постройки автомобиля, за исключением этапа его конструирования. А разработкой автомобилей, как вы знаете, "Автотор" не занимается. Кроме того, хочу отметить, что вручение сертификата - не разовая акция. Получив его, нельзя успокаиваться. Более того, нужно прилагать максимум усилий, чтобы успевать за растущими стандартами качества.
- Как, по-вашему, за счет чего российским специалистам удалось добиться столь высокого уровня системы управления качеством производства?
- На это влияет огромное количество факторов. Прежде всего, хочу отметить, что внутри трудового коллектива работает схема "поставщик- клиент". Каждая операция на конвейере - это как бы отдельный проект, и человек ее выполняющий, целиком за него отвечает. На практике это означает, что каждый рабочий, получающий узел или агрегат от человека, выполнявшего предыдущую операцию, является клиентом того, кто его передает. А передающий является поставщиком и гарантирует качество своей работы. Это позволяет контролировать все этапы сборки. Кроме того, на предприятии работает система внутреннего аудита качества, когда перед сдачей готовой машины заказчику, аудитор проверяет ее. И хочу вас уверить, что делает он это весьма придирчиво.
Влияют и отдельные чисто технологические моменты. Например, конвейер настроен так, что движется медленнее, чем обычно, ведь объем производства не слишком большой. В 2001 году на "Автоторе" планируется выпустить немногим более 2 тысяч автомобилей. Поэтому у каждого рабочего в запасе достаточно времени, чтобы качественно выполнить свою работу.
- Означает ли это, что с увеличением объема выпуска качество сборки может снизиться?
- В принципе нет. Я считаю, что без снижения качества предприятие уже сейчас может выпускать до пяти тысяч автомобилей в год. Ведь со временем сборщики приобретают все необходимые навыки, и начинают работать быстрее, не снижая качества. Теоретически, по нашим расчетам, даже при производстве 10 тысяч машин в год качество сборки не должно снижаться. Вы понимаете, что я говорю "теоретически", поскольку на практике такого количества машин на "Автоторе" еще никто не собирал.
- Не планируется ли начать продажи автомобилей, выпускаемых на "Автоторе", в других странах. В Польше, например, или странах Балтии?
-В принципе, этой возможности исключать нельзя, но на настоящем этапе мы не считаем такой шаг целесообразным, ведь автомобили, собираемые в Калининграде, рассчитаны, прежде всего, на эксплуатацию именно в России. Для других стран нужны другие машины. Но в принципе, повторяю, это не исключено.
- На мой взгляд, говорить об этом пока рано. Однако, по нашим расчетам, "тройка" должна продаваться хорошо, мы надеемся, что она повторит успех "пятерки", а объем ее продаж предположительно составит не менее 40 % от общего количества.
P.S. Через некоторое время после нашего разговора с г-ном Шлимме стало известно, что первые "тройки" калининградской сборки появятся в салонах дилеров марки 26 апреля 2001 года. По цене от 26400 евро.