КС разрешил клиентам каршеринга судиться с сервисом по месту жительства

Кассационный суд обязал каршеринг выплатить клиенту 4,5 тысячи рублей за запрет обращаться в суд по месту жительства: 3 тысячи за моральный вред и полторы тысячи как штраф

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции обязал сервис каршеринга выплатить компенсацию клиенту за то, что в договоре человеку запретили жаловаться на компанию в суд по месту жительства. Условие о том, что в суд можно подавать только по месту нахождения сервиса, признано нарушением прав потребителя. Поэтому в пользу клиента взыскано 4,5 тысячи рублей. Из них три тысячи сервис должен заплатить человеку в качестве компенсации морального вреда, а еще полторы тысячи это штраф.

Автомобили каршеринга "Яндекс.Драйв" на парковке
Источник: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC

Изначально спор возник из-за того, что компания оштрафовала человека за какое-то нарушение и самостоятельно списала штраф. Клиент с наказанием не согласился. Но выяснилось, что подать в суд он может только по месту нахождения компании. Так записано в договоре. Таким образом, возникают дополнительные проблемы.

«Спецификой договора проката, помимо того, что арендодатель является предпринимателем, который извлекает постоянный доход от сдачи имущества в аренду, выступает цель сдачи в аренду, то есть имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей (личных, семейных, бытовых нужд), если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства», — рассказал «РГ» заслуженный юрист РФ Никита Филиппов.

В свою очередь, юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Владислав Алехин обращает внимание, что в соответствии с ГК РФ, договор проката является публичным договором («договор публичной оферты»). «В таком случае предложение заключить договор относится к неопределенному кругу лиц, а лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, — говорит юрист. — На практике нередко конструкция публичных договоров имеет форму договора присоединения — такого договора, в котором условия определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом».

Автомобили каршеринга
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Иными словами, организация в переговорах с клиентом предпочитает стиль «подписывай или проваливай». Пункты не меняются. Кто не согласен, может не подписывать. Бизнесмены считают, что в этом и заключается свобода выбора. Но они преувеличивают.

«Заключение договора присоединения вовсе не означает абсолютное бесправие и “беспомощность” лица, которое приняло его условия, особенно, если стороной договора является потребитель», — говорит Владислав Алехин. Потребителем считается гражданин, покупающий товары или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

«Дело в том, что в ГК РФ нередко присутствуют формулировки «за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами» или «если иное не предусмотрено законом или договором» и т. п.», — поясняет юрист.

Специальным законом для отношений между предпринимателем и потребителем является закон «О защите прав потребителей». А иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены не только по месту нахождения ответчика, но и по месту жительства истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Как напоминает Владислав Алехин, закон «О защите прав потребителей» относит к недопустимым условиям договора такие условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Сотрудник дорожно-патрульной службы у автомобиля на Тверской улице проверяет автомобиль каршеринга
Источник: Олег Елков/ТАСС

«Необходимо отметить, что суд апелляционной инстанции обозначил основанием для взыскания компенсации морального вреда в пользу потребителя факт нарушения ответчиком прав истца, выразившийся в самом включении в договор аренды транспортного средства условия, нарушающего права потребителя, необходимость обращения в суд для защиты нарушенного права, — говорит Владислав Алехин. — Однако, как представляется, не стоит полагать, что каждое незаконное, ничтожное положение в заключенном договоре автоматически дает право потребителю на взыскание компенсации морального вреда и штрафа. Суд для удовлетворения таких требований потребителя ввиду наличия незаконных положений в договоре должен будет установить факт реального нарушения незаконными положениями договора прав потребителя, который должен быть доказан самим потребителем. В противном случае, поведение потребителя может быть признано недобросовестным ввиду злоупотребления потребителем предоставленными законом правами, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований».

По его мнению, представляется нецелесообразным обжаловать в суде само по себе положение договора о подсудности. «Вместе с этим, когда у потребителя имеются иные основания полагать, что его права нарушены, он может при предъявлении исковых требований выбрать любой суд по подсудности, установленной ГПК РФ и законом “О защите прав потребителей”, поскольку положение договора, ограничивающее выбор потребителем территориального суда, по сравнению с законными гарантиями, изначально является ничтожным, нарушающим право потребителя на судебную защиту», — поясняет юрист.