Этот тест-драйв пришлось переносить несколько раз! В сентябре мы поездили на «Весте», которая наконец-то получила полноценный набор оборудования, включающий и систему курсовой устойчивости ESC. И тогда стало интересно, как электроника будет работать на снегу и льду. Но зима оказалась очень капризной, поэтому пришлось ловить момент, когда нужное покрытие совпадало с датами, доступными для проведения теста.
Lada Vesta: кто делает ESC
Система курсовой устойчивости ESC (такое название выбрано, чтобы избежать нарушения авторских прав, которые на аббревиатуру ESP принадлежат компании Bosch) разработана специалистами компании «Итэлма». Российские «электронщики» давно сотрудничают с «Ладой», но это их самый крупный и сложный проект.

Ведь для работы ESC мало взять электронную «начинку» (она пока из Китая) и интегрировать этот блок в автомобиль. Необходимы длительные и сложные испытания, чтобы протестировать машину в разных условиях — зимой и летом — и со всеми доступными кузовами и силовыми агрегатами.
Суммарно испытатели на «Вестах» намотали 140 тысяч километров, чтобы полностью откалибровать работу всех компонентов и оптимизировать программное обеспечение. О том, как работает система курсовой устойчивости, мы уже подробно писали. И из этого материала ясно, что грамотно ее настроить — задача достаточно сложная.

Именно поэтому ESC появилась у обновленной «Весты» лишь полтора года спустя возобновления производства. Попутно за это время флагман «народной» марки из Тольятти получил практически все то оборудование, которые было еще до «развода» с Renault. И даже больше!
Новые опции для «Весты»
Например, Lada Vesta получила… систему мониторинга «слепых» зон! Не сказать, что Vesta страдала плохой обзорностью — спасибо крупным зеркалам заднего вида — но все же такой электронный помощник в плотном городском потоке лишним не будет.

Светодиодные противотуманные фары имеют функцию подсветки поворотов, которая удобна в темных дворах. Впрочем, головной свет у обновленной «Весты» в принципе очень неплох. А при парковках помогают невиданные доселе у «Лады» передние датчики в бампере. Жаль, что картинка с камеры заднего вида по-прежнему не выдерживает никакой критики, но пока внедрили только динамические линии разметки.






Вернули «Весте» датчики света и дождя, но ко второму есть претензии — в отличие от прежнего «глазка» в лобовом стекле, который производила компания Valeo, новый работает хуже, вынуждая чаще переходить на принудительное включение стеклоочистителей. А про скрипящие китайские колодки, кажется, не писал только ленивый.




Задние пассажиры порадуются вновь обретенному подогреву дивана и возвращению откидного подлокотника — Lada Vesta всегда предлагала им достаточно места для ног и удобную посадку, а вот без дополнительной опоры для рук было неуютно. Хорош и багажник универсалов SW и SW Cross с органайзером.
Как едет Lada Vesta c ESC
Впрочем, нас больше интересовало, как работает ESC на скользких покрытиях. Тем более, тестовая Lada Vesta SW Cross обута в нешипованные шины Gislaved, а значит, на льду от работы электроники будет зависеть многое.

Под капотом — 122-сильный двигатель 1.8 Evo и вариатор. Под колесами — лед. Жму на газ, Vesta без пробуксовки начинает плавно катиться вперед под моргание пиктограммы на виртуальном щитке приборов. «Трекшн-контроль» вполне эффективен — не слишком сильно «душит» мотор, но и не дает колесам проворачиваться впустую.

Неплохо ESC справляется со скользкими подъемами — если раньше приходилось точно дозировать тягу, чтобы избежать пробуксовки, а машины без ESC еще и откатывались назад, то сейчас за водителя все делает электроника. Вместе с ESC добавился помощник при старте в гору (Vesta удерживается тормозной системой до того, как нажмешь на педаль газа).
А на полигоне выяснилось, что настройки ESC инженеры выбрали достаточно «строгие». Электроника не допускает никаких вольностей. Едва спровоцируешь занос, как Lada тут же стабилизируется выборочной работой тормозов и возвращается на траекторию. Для того, чтобы устроить «выкрутасы» на площадке, ESC можно отключить, но как только скорость превышает 57 км/ч, «ошейник» снова активируется.

Жаль, что работает ESC грубовато, «хватая» машину ощутимыми импульсами. Добавить бы ей чуть плавности, а еще нужно обучить систему бороться со сносом передних колес — как, например, у «Фольксвагенов», где электроника за счет работы тормозов помогает автомобилю войти в поворот.





Впрочем, в реальной жизни это никак не мешает, а «строгие» настройки хороши тем, что электроника гасит ритмический занос в зародыше, не давая машине раскачиваться. С точки зрения безопасности это правильно. Особенно, когда дело касается высоких скоростей.
Lada Vesta c ESC: цена
Наверняка Lada и «Итэлма» уже работают над более современными версиями ESC — например, можно добавить и функцию электронной имитации блокировки дифференциала. Конечно, не для того, чтобы Vesta проходила повороты быстрее, а как подспорье при выезде из сугробов и не чищенных от снега дворов.

Разумеется, система ESC вошла в стандартное оснащение «Весты», без этого невозможно представить современный автомобиль. Lada Vesta сейчас стоит от 1 525 000 рублей за седан с двигателем 1.6 (106 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой», в комплектацию Comfort"24, помимо ESC, входят также фронтальные подушки безопасности и кондиционер.

Универсал Lada Vesta SW Cross обойдется дороже — он доступен уже со следующего уровня исполнения Life'24, где комплектация богаче. Цены — от 1 879 000 рублей за машину с тем же мотором 1.6 мощностью 106 л.с. и 5-ступенчатой «механикой».

Тестовая Lada Vesta SW Cross 1.8 Evo с вариатором в топ-версии Techno'24 стоит 2 197 000 рублей. Но есть у «Лады» еще одна новинка — теперь с этим двигателем можно купить «Весту» с 6-ступенчатой «механикой». Экономия относительно машины с CVT составляет всего 5000 рублей, но такая Vesta, судя по паспортным данным, значительно быстрее — разгон до сотни сокращается почти на 2 секунды. Проверим!