Депутаты Госдумы предложили снизить штрафы для такси за отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Законопроект о введении отдельных штрафов до 40 тыс. рублей для легкового такси за такое правонарушение подготовлен группой депутатов и сенаторов во главе с председателем думского комитета по защите конкуренции Валерием Гартунгом и внесен в Госдуму.
Сейчас за отсутствие полиса ОСГОП установлен штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей для должностных лиц, от 500 тыс. до 1 млн рублей — для юридических лиц. Как отмечается в пояснительной записке, данные санкции были спроектированы в первую очередь в отношении крупных воздушных, железнодорожных и иных перевозчиков. Для такси же такие суммы слишком велики, полагают депутаты.
Новым законопроектом предлагается снизить размер штрафов для перевозчиков в сфере такси, если они осуществляют перевозку пассажиров без полиса ОСГОП. Для граждан штраф может составить от 1 до 5 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 20 до 25 тыс. рублей, для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. рублей.
По мнению авторов инициативы, существующие штрафы для перевозчиков такси несоразмерны с последствиями административного нарушения. «Сложившаяся ситуация создает долгосрочные риски для развития транспортной отрасли и экономики в целом», — отмечается в пояснительной записке.
Позицию парламентариев разделяют и эксперты. «Необходимо учитывать, что текущие штрафы могут угрожать рентабельности значительного числа таксопарков. Напомню, сегодня в случае отсутствия полиса ОСГОП штрафы, в частности, для юридических лиц, могут доходить до 1 млн рублей, — говорит замдиректора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин. — При этом небольшие компании-перевозчики играют важную роль в транспортной доступности, особенно в сельской местности, где альтернатив практически нет. Снижение штрафов позволит сохранить баланс между требованиями безопасности и реальными экономическими условиями».
Руководитель рабочей группы агрегаторов такси комитета по цифровой экономике Российского союза промышленников и предпринимателей Антон Данилов-Данильян также считает внесение законопроекта своевременным и необходимым шагом для сохранения устойчивости сферы такси. «Мы поддерживаем введение более гибких и справедливых санкций, которые будут учитывать масштабы бизнеса. Штрафы, предусмотренные действующим законодательством, необоснованно высоки для малых и средних перевозчиков, которые и так сталкиваются со множеством экономических вызовов», — отметил Данилов-Данильян.
По мнению эксперта, снижение административной нагрузки продемонстрирует небольшим таксопаркам, что «представители государственных органов слышат их и помогают в решении проблем»: «Это позволит повысить стабильность работы отрасли, что означает улучшение доступности и качества пассажироперевозок, создание новых рабочих мест и, соответственно, увеличение отчислений в бюджет», — поясняет Антон Данилов-Данильян.
К слову, добавляет он, на рассмотрении находится еще один важный документ по поддержке перевозчиков пассажирских такси. «На днях комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предусматривает возможность приобретения полисов ОСГОП не только на год, но и на более короткий срок действия. По мнению участников рынка, оптимальным был бы вариант от одного дня. Работа над интеграцией коротких полисов ОСГОП — значимый аспект реформы. Возможность приобретать полис на срок, соответствующий реальным потребностям перевозчиков, позволит многим компаниям оптимизировать свои затраты и сосредоточиться на улучшении качества услуг», — уверен Данилов-Данильян.