Эксперты АЕБ подвели весьма оптимистичные итоги 2024 года — рынок вырос в полтора раза и определись с трендами на 2025 год. Увы, они уже не кажутся такими радужными: стагнация, которая началась еще в ноябре-декабре, не только продолжится, но и наберет обороты. Допускается уход с рынка производителей, сокращение модельного ряда, сокращение количества дилерских сетей.
Тенденция со временем может обрести масштабы снежного кома, который будет разгоняться и набирать обороты. А под удар в итоге попадут все: первыми — автодилеры, которым физически будет некуда деваться, следом — представительства новоиспеченных китайских брендов, которые, лишившись продавцов, просто уйдут восвояси, а затем — и конечный потребитель.
Стопором для продаж стала и высокая ставка рефинансирования, которая фактически остановила продажи во всех сегментах, ибо кредит и лизинг, которым так часто раньше пользовались при приобретении авто, неподъемны, а покупатель в итоге на распутье, отдает деньги под депозит, а покупку оставляет до лучших времен. А еще ведь есть и утильсбор, который в январе снова подрос, добавив по 100 000 рублей к цене каждого автомобиля из наиболее массового сегмента.
У «разбитого корыта» останутся многие из тех, кто успел приобрести автомобиль из Китая и теперь может столкнуться с отсутствием запчастей, с которыми и так было не просто в последнее время. Единственной формой реанимации рынка, по мнению экспертов, и возвращения всего вспять может стать исключительно снижение ключевой ставки.
Михаил Сизов