Промывка системы охлаждения двигателя: зачем нужна и как правильно сделать

Современные автомобили постоянно улучшают и модернизируют, но они нуждаются в регулярном обслуживании. Одной из процедур остается промывка системы охлаждения двигателя
Авторы и эксперты
Александр Коротков
CEO проекта Likvi.com
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Механик готовится к промывке системы охлаждения
Промывать систему охлаждения двигателя необходимо для улучшения её работы и увеличения срока службы двигателяИсточник: Freepik

При работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) часть энергии уходит на нагрев, что приводит к опасным для конструкции последствиями. Чтобы этого избежать, инженеры разработали систему охлаждения. От ее чистоты зависит, насколько эффективно она будет работать. В статье подробно расскажем, как устроена система и как ее промывать, чтобы избежать самых распространенных ошибок.

Система охлаждения двигателя: что это и как она устроена

Вся система состоит из нескольких компонентов, которые помогают отводить тепло от двигателя и передавать его в окружающую среду. Современные ДВС используют жидкостное охлаждение. Независимо от типа двигателя и марки автомобиля принцип работы системы одинаков.

Основные части системы охлаждения двигателя:

  • рубашка охлаждения;
  • радиатор;
  • вентилятор;
  • водяной насос;
  • термостат;
  • расширительный бачок;
  • радиатор отопителя.

Внутри двигателя находятся каналы, по которым насос прокачивает охлаждающую жидкость. Она циркулирует по ним, забирая лишнее тепло. Затем жидкость поступает в радиатор, где охлаждается проходящим через него воздухом. Потом возвращается в двигатель за новой порцией тепла.

Система охлаждения включает два контура: большой и малый. Сразу после запуска холодный двигатель использует малый контур, включающий только каналы двигателя и небольшой радиатор отопителя салона. Когда температура охлаждающей жидкости достигает примерно +60…+70 °C, открывается термостат, и жидкость начинает циркулировать по большому контуру, включающему основной радиатор. Если температура становится слишком высокой и воздух не успевает охладить систему, включается электровентилятор.

Зачем нужно промывать систему охлаждения автомобиля

«Со временем в системе охлаждения накапливаются загрязнения: остатки старого антифриза, результаты коррозии, осадки и даже мелкий мусор. Эти отложения ухудшают циркуляцию охлаждающей жидкости, снижают теплопроводность и могут закупорить радиатор или каналы рубашки охлаждения», — рассказал CEO проекта Likvi.com Александр Коротков.

Чтобы очистить систему от мусора и нужна промывка. Процедура позволяет:

  • удалить отложения и накипь, которые затрудняют работу системы;
  • продлить срок службы радиатора, помпы и термостата;
  • снизить риск локального перегрева двигателя;
  • поддерживать стабильность работы антифриза.

Чем промыть систему охлаждения: обзор лучших средств

Автомобилисты со стажем уверяют, что промыть систему охлаждения можно самыми простыми домашними средствами. Специалисты в автосервисах считают, что безопасно и эффективно использовать только специальные препараты. Рассмотрим оба варианта.

Профессиональными средствами

Двухкомпонентное средство фирмы LAVR для промывки системы охлаждения
Существуют средства, разработанные специально для безопасного и эффективного промыва системы охлажденияИсточник: Ozon

Такие жидкости специально разрабатывали для очистки системы охлаждения двигателя автомобиля. Как правило, они представляют собой концентрат, который нужно разводить в дистиллированной воде. 

Профессиональные средства бывают:

  • нейтральными;
  • кислотными;
  • щелочными;
  • двухкомпонентными.

Пользуется популярностью российское средство LAVR «Полная очистка системы охлаждения». Это средство заливают в систему и доливают теплую воду до минимального показателя. Некоторое время работает двигатель, после чего жидкость удаляют из системы. Производитель обещает, что средство увеличит ресурс радиатора, помпы и термостата, а также продлит срок службы новой охлаждающей жидкости на 30—40%.

Hi-Gear Radiator Flush 7 minute. Эта популярная промывка из США считается очень эффективной. Ее смешивают с водой и заливают в систему охлаждения. После семи минут работы двигателя жидкость можно сливать. Она не содержит кислот и не требует нейтрализации.

В последнее время появился новый вид очищающих средств. Они основаны не на кислотах или щелочах, а на каталитической системе с нейтральным уровнем pH, что делает их мягкими средствами очистки. Примером может быть средство RESTART — достаточно залить состав в радиатор охлаждения двигателя и проехать на автомобиле 4—6 часов. После этого можно сливать старую жидкость и менять антифриз на новый.

Народными средствами

Уксус готовят для очищающего раствора
Автолюбители придумывают свои замены профессиональной жидкости для очисткиИсточник: Российская газета

На форумах автомобилистов можно увидеть много вариантов народных средств для промывки охлаждающей системы. Собрали информацию о самых эффективных и безопасных.

Дистиллированная вода. Самый безопасный и доступный вариант для промывки системы охлаждения. Но у него есть и недостатки, так как процесс займет несколько часов и понадобится много воды. Дистиллированная вода хорошо справляется с остатками старого антифриза, накипью и грязью. Но удалить ржавчину и отложения на стенках системы она не способна.

Лимонная кислота. Добавление лимонной кислоты в дистиллированную воду создает мощный очищающий раствор, который помогает избавиться от ржавчины и окислов. На литр воды добавляют 20—40 г кислоты. Если загрязнения сильные, можно увеличить дозу до 80—100 г. Хотя такой раствор очень эффективный, его использование связано с риском: высокая концентрация или длительное воздействие могут повредить компоненты системы охлаждения. После него нужно обязательно промыть систему водой.

Уксусная кислота. Растворы на ее основе справляются с очисткой от ржавчины и окислов, но они тоже представляют опасность. На 10 л воды добавляется пол-литра уксуса. С такой смесью нельзя долго ездить, максимум 30—40 минут. После процедуры обязательно следует промыть систему обычной водой.

Молочная кислота или сыворотка. Их заливают в систему в чистом виде, предварительно пропустив через марлю. Считается, что после пробега около 50 км с такой жидкостью большая часть загрязнений исчезнет. Однако спустя 2—3 часа сыворотка теряет свои моющие свойства, поэтому применять ее надо быстро. Кроме того, потом понадобится дополнительно промыть систему водой.

Щелочь. Ее используют для создания чистящего раствора. Он помогает бороться с накипью, но повреждает алюминиевые детали, которые нередко встречаются в современных системах охлаждения.

Некоторые автомобилисты советуют промывать систему газировками вроде Fanta и ей подобных, а также некоторыми чистящими средствами для борьбы с жиром. Но специалисты так делать не советуют — подобные средства могут навредить радиаторам системы охлаждения.

Как подготовить автомобиль к промывке системы охлаждения

Александр Коротков посоветовал выполнить следующие подготовительные шаги:

  1. Оцените состояние системы. Проверьте уровень антифриза и наличие видимых утечек. Если есть подозрения на повреждения, мы рекомендуем устранить их до промывки.
  2. Выберите подходящий очиститель. Рынок предлагает как специализированные химические составы, так и более щадящие средства. Если система сильно загрязнена, стоит использовать более мощные концентраты.
  3. Слейте старый антифриз. Для этого найдите дренажный болт в нижней части радиатора и аккуратно соберите жидкость в емкость. Не забудьте утилизировать ее экологически безопасным способом.

Как правильно промыть систему охлаждения двигателя своими руками

Очистить систему охлаждения двигателя от накипи и отложений не очень сложно, это можно сделать самостоятельно. Достаточно следовать простой инструкции.

Водитель проверяет готовность двигателя к промывке
Прежде, чем непосредственно промыть двигатель, его нужно правильно подготовить к процедуреИсточник: Freepik

1. Подготовиться

Нужно поставить авто на ровную поверхность и дождаться остывания охлаждающей жидкости.

2. Слить антифриз

Систему охлаждения нужно освободить от старой и грязной жидкости. Для этого предусмотрено сливное отверстие в нижней части радиатора. Если его нет, придется снять нижний патрубок

Когда вся жидкость выльется, важно восстановить герметичность — вернуть патрубок на место или закрутить пробку.

3. Залить промывочную жидкость

В систему помещают специальный препарат для промывки и доливают чистую или дистиллированную воду до отметки MIN. Если используются народные средства, то вместо препарата берут заранее подготовленную смесь.

4. Очистить систему

Нужно запустить двигатель и дать ему поработать некоторое время (обычно указано в инструкции к промывке). Полезно включить печку, чтобы средство очистило даже самые дальние части системы.

Затем двигатель выключают, дают ему остыть и сливают всю жидкость из системы охлаждения.

5. Залить новый антифриз

Залейте новую чистую охлаждающую жидкость. Важно дать поработать мотору с включенным отоплением и проконтролировать уровень жидкости в расширительном бачке. Когда из системы выйдут все воздушные пробки, жидкость доливают до необходимого уровня.

Частые ошибки при промывке системы охлаждения

Назовем несколько распространенных ошибок, совершаемых неопытными автолюбителями. Обладая этой информацией, их можно легко избежать.

  • Отсутствие регулярной чистки. Чистить систему нужно на постоянной основе в соответствии с рекомендациями по конкретной марке авто. Иначе она может настолько засориться, что потребуется ремонт двигателя.
  • Промывка на горячем двигателе. Такие действия могут снизить эффективность промывочного средства. Кроме того, исходящие от горячего двигателя пары очистителя представляют опасность для здоровья.
  • Использование неправильных средств. Несмотря на советы любителей, специалисты рекомендуют применять при промывке системы охлаждения только специальную автохимию. Профессиональные средства очищают каналы и защищают систему от повреждений.
  • Очистка системы только изнутри. Не стоит забывать, что система охлаждений — это не только патрубки и каналы, но еще и радиатор. На него садится пыль и грязь, что значительно снижает его способность охлаждать жидкость. Поэтому нужно регулярно чистить его и снаружи.
  • Некачественный антифриз. Если использовать плохую охлаждающую жидкость, можно испортить всю систему, и промывка окажется напрасной. Чтобы не купить подделку, специалисты рекомендуют приобретать антифриз в проверенных местах и у официальных распространителей.

Цены на промывку системы охлаждения в автосервисах

Механик в автосервисе промывает систему охлаждения
Промывать систему охлаждения в сервисе дороже, но надёжнееИсточник: Freepik

Хотя своими руками почистить систему дешевле, не каждый автовладелец готов к такой процедуре. Кроме того, нужно помнить, что в автосервисе работают специалисты, которые дают гарантию на проведенные работы. Стоимость услуги в специализированных сервисах сильно различается от региона к региону и зависит от модели автомобиля.

Собрали средние данные по нескольким городам России.

Москва1500—5000 руб.
Санкт-Петербург1350—4000 руб.
Екатеринбург
1000—2500 руб.
Ростов-на-Дону
680—3500 руб.
Волгоград
800—2500 руб.
Казань
1099—3500 руб.
Новосибирск
1200—3000 руб.
Пермь
1000—3000 руб.
Владивосток
3000—4000 руб.
Хабаровск
1540—4000 руб.

Советы эксперта

«Система охлаждения играет ключевую роль в работе автомобиля. Она отвечает за поддержание оптимального температурного режима двигателя, предотвращает его перегрев и способствует эффективной работе. Любые сбои в этой системе могут привести к серьезным поломкам, включая повреждение головки блока цилиндров или полное разрушение двигателя», — отметил Александр Коротков. 

Поэтому промывать систему для защиты от отложений нужно регулярно. Это сохранит ее эффективность и поможет двигателю прослужить многие годы.

«Мы рекомендуем проводить промывку системы охлаждения раз в год или при замене антифриза. Если вы не уверены в своих силах, доверьте задачу профессионалам, это сэкономит время и убережет автомобиль от возможных повреждений», — посоветовал эксперт.

Главное о промывке системы охлаждения двигателя в автомобиле

Подведем итоги и перечислим те факты, которые обязательно стоит запомнить:

  1. Система охлаждения очень важна для безопасной работы двигателя, так как защищает его от перегрева.
  2. Со временем в ней образуются органические и неорганические загрязнения, снижающие эффективность работы.
  3. Справиться с проблемой позволяет промывка системы, которую производят при замене антифриза или при появлении признаков загрязнения.
  4. При промывке можно использовать народные средства или специализированные препараты, которые безопаснее и чистят лучше.
  5. Промыть систему охлаждения можно своими силами или при помощи специалистов автосервиса. Выбор за автомобилистом.