Как отличить внедорожник от кроссовера

Нет в России более уважаемой и желанной машины, чем внедорожник
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Все о нем мечтают, и стар, и млад, и богатый, и бедный, и водитель из региона, и столичный житель. Внедорожник уважают на дороге, он не пасует на раскисших черноземах и позволяет своему обладателю куда больше, чем обычная легковушка. Знают ли об этом маркетологи? Конечно, знают! И стараются доказать каждому покупателю, что их товар — тот самый. Чтобы не попасться на удочку продавца, нужно точно отличать настоящий внедорожник от его упрощенного подобия. Разницу покажем на самом настоящем японском вездеходе, которому мало равных вне дорог — Suzuki Jimny. Теория и практика — на Авто Mail.

Suzuki Jimny в автосервисе
Источник: Авто Mail

Наши дороги, которые с каждым годом становятся лучше, но еще очень далеки от совершенства, наши расстояния и климат, тяжелейшие условия эксплуатации и отсутствие возможности содержать собственный автопарк приводят к тому, что универсальный автомобиль для семьи в России — внедорожник. Он «вывезет» в прямом и переносном смысле, справившись с широким спектром задач и горизонтов, которые мы ставим перед своей машиной. Его величество, Land Cruiser и принц Prado, Pajero c братом Pajero Sport, Defender и Discovery, Range Rover всех мастей и, конечно, «Гелик» — вот краткий перечень кумиров русской дороги. Естественно, не обойдется в полном списке без творчества Ульяновского Автозавода и, вне всяких сомнений, бессменного лидера списка лидеров России — «Нивы». Внедорожники? Еще какие!

Народную тягу к приключениям и покорениям заметили давно, поставив на прилавки великое множество различных моделей, которые не спасуют перед сугробом, теоретически выгребут из колеи и даже доедут до дачи, если дождь и снег не были слишком жестоки к грунтовке. Продавец именует их «вседорожники», что очень похоже на «внедорожники», но подразумевает куда меньше железа и дорогих опций, ниже цену и одно важное конкурентное преимущество: так любимые многими кроссоверы комфортнее на асфальте, быстрее и динамичнее, проще в эксплуатации.

Suzuki Jimny в автосервисе
Источник: Авто Mail

Подмена понятий «на лицо», но хочется же верить в лучшее! Особенно, если впереди самые настоящие «помпасы», а пассажиры напоминают о теоретических возможностях нового автомобиля. Так старый УАЗ тянет из смешного на первый взгляд препятствия новенький «вседорожник», хозяин которого наслушался в салоне и решил пуститься «во все тяжкие». Обидно? Еще бы, деньги уплачены немалые. Попался на удочку сладких речей? Именно так. Как же отличить настоящий внедорожник от кроссовера? Очень просто: есть несколько верных подсказок, оставленных производителей, мимо которых можно пройти только с завязанными глазами. Для примера — эталонный внедорожник с любой точки зрения: Suzuki Jimny.

Дорожный просвет

Первый делом смотрим на дорожный просвет. Да не на от пола дилерского центра до порога, а до самой нижней точки — будь-то рычаг, бак или трансмиссия. Разные хитрецы считают тот самый клиренс по-разному, но нам-то интересно самое малое расстояние. А оно периодически отличается от цифр, указанных в проспектах. Стоит помнить, что установленная, например, защита двигателя отъест еще несколько сантиметров. У «Джимни» — честные 210 мм. Защита и пороги «забрали» 30 мм, но и колесики-то штатные, хотя машина позволяет поставить куда более «зубастую» и высокую резину, отыграв потери с лихвой.

Suzuki Jimny в автосервисе
Источник: Авто Mail

У настоящего внедорожника днище плоское, а торчащие части максимально прижаты к кузову. Такое устройство позволяет меньше цепляться за землю и дальше проехать по бездорожью, значительно упрощая преодоление препятствий. Если от порога до пола — километр, но рычаги подвески близко к земле, то толку — ноль: машина мгновенно упрется ими и начнет закапываться. Для примера — днище малыша Suzuki, которое спроектировано крайне грамотно, а защиты скрывают самые важные агрегаты. Вот это — по-внедорожному!

Рама

Считается, что настоящий внедорожник всегда обладает рамной конструкцией: кузов установлен на мощную, сваренную из толстых железных труб раму, которая и принимает на себя все невзгоды дороги. Удары, тряску от езды по ухабам, камни и прочее бьют по раме, а не по кузову, тем самым оберегая последний от деформации. Наш «эталонный» Suzuki Jimny построен как раз на раме: она позволяет маленькому внедорожнику «держать удар», а владельцу куда смелее проходить сложные участки. Действительно, рамная конструкция — самый надежный вариант, особенно для «проходимца». Ко всему прочему, кузов можно приподнять над рамой с помощью специальных проставок, что позволит уместить колеса большего размера.

Suzuki Jimny в автосервисе
Источник: Авто Mail

Впрочем, не стоит отмахиваться и от рамы интегрированной: тот же Pajero c 1999 построен именно по такому принципу. То есть в кузов вварены мощные несущие конструкции, которые и отвечают за надежность. Да чего далеко ходить — родная «Нива» именно такая. Хотя специалисты искренне считают, что отечественные инженеры местами не доработали: лонжероны любимого внедорожника нуждаются в усилении, поэтому перед частыми выездами на бездорожье их усиливают специальными «косынками», которые давно уже продаются отдельным набором. Наварили? Можно ехать хоть куда.

Полный привод

Какой внедорожник без привода на все четыре колеса? Конечно, сладкоголосые продавцы с гордостью покажут на шильдик 4×4, который как бы намекает, что при определенных, крайне зависимых от электроники, стечении обстоятельств машина подключит еще одну ось в дополнение к штатной. Произойдет «чудо» с помощью муфты — электромагнитной или масляной. Важный момент, который стоит знать каждому: муфта не дает полной блокировки. Никакая и никогда: официальные цифры — 90%, неофициальные — ниже. Более того, автомобиль самостоятельно определяет и разделение крутящего момента между осями, и момент подключения. Здесь-то и кроется дьявол: пока электроника будет думать, машина уже застрянет.

Suzuki Jimny в автосервисе
Suzuki Jimny в автосервисе

Настоящий внедорожник позволяет жестко подключить передний, как правило, мост, такая система называется part-time, или всегда едет на полном приводе — full-time. Магия творится с помощью раздаточной коробки, которая активируется с помощью традиционного рычага — ручки в кучка, да — или новомодной шайбы, как на всех современных машинах, включая «Соболь NN 4×4». У Suzuki Jimny — part-time c классическим и привычным, оттого и любимым многими, рычагом, позволяющим четко «воткнуть» полный привод и быть уверенным, что машина точно «гребет» всеми четырьмя колесами без каких-либо оговорок.

Мост

Классическое устройство подвески — мост. Он, конечно, не позволяет столь азартно маневрировать и вообще доставляет много дискомфорта на асфальте, но стоит съехать с дороги, как древняя, как время, мостовая зависимая подвеска возвращает должок в полном объеме: конструкция проста, как гвоздь, а все подвижные элементы спрятаны в могучий чугунный чулок, сломать который чертовски непросто.

Suzuki Jimny в автосервисе
Источник: Авто Mail

Многорычажка — это не только целый ворох отдельных, не всегда надежных элементов, но еще и привод, самая «нагруженная» часть которого спрятана в резиновый кожух. Порвешь его — и быть беде, набьется грязи и воды, которые мгновенно превратят ШРУС в месиво.

Suzuki Jimny в автосервисе
Suzuki Jimny в автосервисе
Suzuki Jimny в автосервисе
Suzuki Jimny в автосервисе
Suzuki Jimny в автосервисе
7

Suzuki Jimny — классический внедорожник, поскольку этих самых мостов у него два: и спереди, и сзади. Такую конструкцию сегодня еще поискать придется! Малышу не уютно на обычной дороге, где маневра не хватает, но на бездорожье именно такое устройство подвески делает ее практически вечной. Сломать — невероятно сложно, а ресурс заложен с завода воистину необъятный. Мост надо обслуживать, периодически меняя в нем масло, но делая это регулярно — получим феноменальную экономию на ремонте подвески.

Ремонтопригодность

Мост крайне прост в устройстве, а еще его легко снять: поддомкратил машину, пару винтов открутил, тормозные трубки скинул и вынимай. Разобрать заднюю подвеску, например, на том же Jimny можно в одни руки за час. И без всяких подъемников — на домкрате, было бы желание. Порвало кардан, развалился задний редуктор? Да скинем его, подключим передок и доедем — минимальный набор инструментов позволяет это сделать. Все доступно — все понятно даже без интернетов. Ремонтопригодность — одно из важнейших качеств внедорожника, подразумевающее возможность вернуть машину на ход в полевых условиях. Чем сложнее она устроена, чем больше в ней электроники — тем сложнее это сделать. Да, комфортом приходится жертвовать, но у медали две стороны: отсутствие лишних по факту элементов позволяет смелее смотреть вперед и брать недостижимые для многих современников преграды.

Suzuki Jimny в автосервисе
Источник: Авто Mail

Современный автомобиль, с его экранами и каретной стежкой кожаных кресел, привлекателен и комфортен, но в какой момент полет остановит один сгоревший электронный блок или даже предохранитель — никто не знает. Внедорожник обязан выехать, хоть на двух цилиндрах из четырех, но довезти до обжитых мест и, по возможности, до сервиса. В этом его ключевое конкурентное преимущество.