Агентство по охране окружающей среды (EPA) разрешило компании из Флориды построить испытательную дорогу с использованием фосфогипса — радиоактивного побочного продукта производства удобрений. Если это предложение вызывает у вас удивление, то вы не одиноки.
Фосфогипс содержит радий, который при разложении превращается в газ радон — вещество, которое многие связывают с риском развития рака. Как и ожидалось, это решение вызвало бурные дебаты как среди защитников окружающей среды, так и среди широкой общественности.
Испытательная дорога будет построена на участке, принадлежащем компании Mosaic Fertilization в Новом Уэльсе, штат Флорида. Как правило, фосфогипс хранится в огромных «штабелях», предназначенных для ограничения воздействия токсичного материала на человека. Со временем радий в этих контейнерах разлагается, выделяя газ радон в атмосферу. Агентство по охране окружающей среды признает риски для здоровья, связанные с этим процессом, но в данном случае оно решило одобрить использование этого материала в строго контролируемых условиях.
По данным агентства, двухполосная тестовая дорога будет состоять из четырех участков, содержащих фосфогипс, и четырех контрольных участков, которые не содержат вредных веществ.
Предложение Mosaic Fertilizer было открыто для общественного обсуждения в течение 30 дней, начиная с 9 октября 2024 года, а затем продлено еще на 15 дней. Большая часть возражений была вызвана использованием этого материала на дорогах общего пользования. По мнению Агентства по охране окружающей среды, эти опасения выходят за рамки проекта, поскольку это всего лишь «мелкомасштабный пилотный проект на частной дороге».
Агентство по охране окружающей среды одобрило использование фосфогипса при строительстве государственных дорог в 2020 году при администрации Трампа, но уходящий президент Джо Байден отозвал это разрешение.
Хотя Агентство по охране окружающей среды настаивает на том, что этот проект безопасен, критики по-прежнему настроены скептически, указывая на известные риски для здоровья, связанные с фосфогипсом. Останется ли этот эксперимент сдержанным или приведет к более широкому использованию материала в общественной инфраструктуре, еще предстоит выяснить.