Наступивший год будет непростым для автомобильного рынка, считают аналитики и дилеры. Многие эксперты сходятся во мнении, что продажи новых машин окажутся ниже, чем в 2024 году. Насколько может «просесть» авторынок и какие факторы будут определяющими для продаж новых моделей машин в нынешнем году, выясняли «Известия».
Три пути
По данным аналитического агентства «Автостат», за 11 месяцев 2024 года в России было продано почти 1,45 млн новых легковых автомобилей. Окончательные итоги года будут известны позднее, ориентировочно в середине января. Однако уже сейчас очевидно, что в минувшем году рынок взял планку в 1,5 млн проданных машин, и, скорее всего, результат составит около 1,6 млн авто.
В 2025 году достигнуть таких же результатов будет проблематично, полагают эксперты. Так, в «Автостате» составили три сценария развития событий в зависимости от ряда экономических и политических факторов. Согласно оптимистическому сценарию, в 2025 году продажи новых автомобилей остановятся на уровне прошлого года, и будет реализовано около 1,6 млн машин. Более реалистичный вариант предусматривает сокращение продаж на 10% (примерно до 1,43 млн). При самом неблагоприятном развитии событий может быть продано 1,27 млн новых машин, что будет на 20% ниже результатов 2024 года.
По мнению генерального директора «Автостата» Сергея Целикова, на автомобильный рынок продолжат давить такие негативные факторы, как инфляция, очередное повышение утилизационного сбора, высокая ключевая ставка. Вместе с тем они же подталкивают покупателей по принципу «купите сегодня, иначе завтра будет дороже», считает он. При этом эксперт полагает, что ниже пессимистического прогноза продажи не упадут ни при каких обстоятельствах. Сергей Целиков допускает, что рынок может даже несколько вырасти по сравнению с 2024 годом, «но для этого должны реализоваться политические факторы».
В Национальном агентстве промышленной информации (НАПИ) также подготовили три сценария развития авторынка в 2025 году. Однако, в отличие от прогнозов «Автостата», все они предполагают снижение продаж. Даже при оптимистическом сценарии (ключевая ставка в течение года снижается на несколько процентов, ВВП увеличивается на 1,9%, инфляция составляет 4,5%), число проданных новых машин уменьшается на 7,9% до 1,47 млн штук по итогам года). Базовый сценарий, предполагающий сохранение ключевой ставки на уровне прошлого года, рост ВВП на 1,6%, а инфляции на 5%, подразумевает снижение авторынка на 10,1% (до 1,4 млн машин). Согласно пессимистичному прогнозу НАПИ (ключевая ставка увеличится на несколько процентов, ВВП растет на 1,4%, а инфляция сопоставляет 6,2%), продажи автомобилей снизятся до 1,31 млн штук (-14,85% к уровню прошлого года).
Тренд на снижение
Автомобильные дилеры также придерживаются мнения, что продажи новых автомобилей в нынешнем году будут ниже, чем в прошлом. По словам заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, ожидается, что рынок снизится на 12−18%.
— Если продажи на 2024 год составили примерно 1,6 млн машин, то в 2025 году по нашему прогнозу будет реализовано 1,3−1,4 млн штук. Если произойдет повышение ключевой ставки ЦБ, то продажи новых машин сократятся как минимум на 15%. При этом средняя цена на автомобиль в течение года вырастет на 7−10%, — заявил он «Известиям».
Снижение продаж началось в ноябре прошлого года, оно продолжится и в I квартале 2025 года, считает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. По его словам, ужесточение денежно-кредитной политики сделало нерентабельными лизинговые продукты для юрлиц, что привело к сокращению объемов корпоративных продаж, а высокие ставки по кредитам резко ограничили круг покупателей среди физлиц. При дальнейшем росте ключевой ставки ожидается существенное охлаждение рынка, а также сложности у дилеров, подчеркнул гендиректор «АвтоСпецЦентра».
— Продажи в 2025 году, скорее всего, будут ниже 2024 года на 10−20%, — заявил «Известиям» Андрей Терлюкевич.
Независимые эксперты также сходятся во мнении, что ожидать роста продаж новых машин в 2025 году не придется. По итогам года они снизятся примерно на 10%, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Однако такой вариант развития событий возможен лишь при сохранении нынешних экономических условий, уточняет он.
— Если продолжится падение курса рубля, а также будет увеличена ключевая ставка, снижение количества проданных автомобилей может быть более существенным, — полагает Максим Кадаков".
Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, однако, считает, что даже при сохранении текущих экономических условий продажи машин в наступившем году могут просесть гораздо сильнее.
— Думаю, что рынок сократится не менее чем на 20%. Наиболее реалистичный сценарий — это 1,2−1,25 млн автомобилей. И это при условии, что не будет каких-то серьезных потрясений, вроде резкого обвала рубля или других негативных экономических факторов. В противном случае рынок может снизиться и до 1 млн проданных машин, — поделился он своим прогнозом с «Известиями».
Факторы риска
Среди главных факторов, которые будут оказывать влияние на автомобильный рынок в нынешнем году — рост цен, снижение спроса и ужесточение условий кредитования, считает Ренат Тюктеев.
— Россиянам следует готовиться к тому, что приобретение автомобиля в кредит станет еще менее доступным. Банки уже повысили требования к заемщикам одновременно с увеличением процентных ставок, — предупреждает он.
На рынок также будет влиять очередной этап повышения утилизационного сбора с 1 января, считает Максим Кадаков. Это приведет к еще одной волне роста цен на автомобили. По его мнению, эффект от январской индексации утильсбора будет заметен ближе к весне.
Между тем, авторынок в новом году будет чуть более прогнозируемым, чем в ушедшем, считает Игорь Моржаретто. Это связано с принятием графика индексации утильсбора.
— В прошлом году было несколько факторов, о влиянии которых на рынок можно было только гадать. Основные из них — это ключевая ставка, курс рубля к юаню и размер повышения утильсбора. Теперь последний фактор известен, параметры индексации и даты всех этапов определены. Таким образом, повышение утилизационного сбора — это известная константа, что в некоторой мере упрощает прогнозирование того, как будет развиваться авторынок, — заявил он.
Основные проблемы на автомобильном рынке связаны с повышением ключевой ставки, снижением одобрения кредитов и ростом цен из-за увеличения ставки утилизационного сбора и колебаний курсов валют, считает директор по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин. По его мнению, даже те покупатели, которые готовы взять кредит на покупку автомобиля, столкнутся с трудностями.
— Что касается рынка автомобилей с пробегом, то в первой половине текущего года спрос на подержанные автомобили снизился и с тех пор не восстановился. В настоящее время нет оснований ожидать восстановления спроса на подержанные автомобили в 2025 году, по крайней мере, при условии сохранения или еще большего повышения ключевой ставки. Однако рост цен на автомобили с пробегом будет более умеренным, чем на новые автомобили. Высокая стоимость денежных средств заставляет продавцов искать способы ускорения оборачиваемости автомобилей, и это будет сдерживать рост цен, — заявил он «Известиям».
Из опрошенных «Известиями» экспертов перспективы для роста продаж новых машин в 2025 году видит только управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк. По ее мнению, это связано с тем, примерно в середине года ключевая ставка начнет снижаться, и люди станут активнее приобретать недвижимость и автомобили.
— Потенциальные покупатели перестанут держать деньги на вкладах и начнут их тратить. В настоящее время около 13 трлн рублей находятся на частных вкладах под проценты. И большая часть этих средств будет направлена на крупные покупки. Следующий год, скорее всего, будет непростым для автомобильной индустрии, — полагает она.
Кирилл Сазонов
Евгений Багдасаров