Что точно вступит в силу
С 1 января начинают действовать повышенные штрафы. Ужесточение произошло по 12 составам «водительской» главы КоАП, в том числе за превышение скорости на 20−40 км/ч штраф увеличен с 500 ₽ до 750 ₽. Скидка за быструю оплату теперь не 50%, а 25%, действует она месяц.
С 1 января водители, подвергнутые административному наказанию, должны будут пройти процедуру геномной регистрации, сдав анализ. ДНК будут загружены в федеральную базу данных. Это заложено в редакции закона «О государственной геномной регистрации», принятой еще в 2023 году и вступающей в силу поэтапно. Административный арест, напомним, применяется за управление автомобилем водителем, лишенным прав; за управление машиной в пьяном виде (или отказ от освидетельствования) водителем, лишенным прав; за неуплату штрафа в срок.
С 1 января все страховые компании обязаны принимать заявления о выплатах по ОСАГО в электронном виде — через сайт страховщика или в мобильном приложении. По желанию клиент может урегулировать убыток традиционным способом в офисе страховой компании или заявлением по почте. Подробнее об электронном урегулировании ОСАГО.
С 1 января повышается транспортный налог в ряде регионов, в том числе в Архангельской, Новосибирской областях и Москве. В столице начиная с 2025 года налог будет повышаться ежегодно. Самое существенное увеличение тарифов ждет владельцев автомобилей с двигателями мощностью менее 100 л. с. (включительно): если в 2024 году налог для них составлял 12 ₽ за 1 л.с., то в 2025—2027 годах он будет повышаться по рублю за лошадиную силу в год, начиная с 2028 года — по 2 ₽ в год.
С 1 марта вступает в силу пакет изменений в закон «О государственной регистрации транспортных средств». Основные нововведения:
- При постановке машины на учет в ГИБДД не надо будет показывать ОСАГО.
- Можно будет снять машину с учета сразу после покупки, не дожидаясь окончания десятидневного срока. Договор купли-продажи (ДКП) для этого должен быть заключен на портале госуслуг или завизирован у нотариуса. С этого момента все штрафы за нарушения ПДД будут присылаться новому владельцу. При ДКП, заключенном в простой письменной форме, надо будет ждать десять дней, как и раньше.
- Нельзя будет, как раньше, прекратить регистрацию машины по желанию собственника, для этого нужны будут основания: машина должна быть в угоне или утилизирована.
- ГИБДД будет проверять, уплачен ли утильсбор на автомобиль — и в каком объеме. Если выяснится, что машина ввезена с льготным сбором и теперь продана, новый собственник не сможет зарегистрировать ее, пока продавец не погасит оставшуюся часть полного утилизационного сбора.
- Вводится обязанность предоставлять на осмотр автомобиль, документы на который были выданы до 1993 года, в случае если автовладелец хочет восстановить утраченные документы и получить ПТС.
1 апреля заканчивается срок, когда обладатели иностранных водительских удостоверений (иностранцы или граждане РФ) могут обменять свои права на российские без экзаменов. Это заложено в законе «О безопасности дорожного движения». Сама процедура обмена удостоверений обязательна согласно закону, вступившему в силу 1 апреля 2024 года. Краткое содержание новых правил.
Для иностранцев, получивших ВНЖ РФ или гражданство:
- Если ВНЖ (или гражданство) оформлено до 1 апреля 2024 года, то права нужно обменять до 1 апреля 2025 года. Далее они будут недействительны и будет считаться, что водитель ездит без прав.
- Если ВНЖ (или гражданство) получено после 1 апреля 2024 года, то права нужно будет поменять в течение года после этой даты.
- Те, кто не планирует постоянно жить в РФ (например, туристы), могут продолжить пользоваться в России национальными правами.
- Гражданам Республики Беларусь ничего менять не надо.
Для граждан РФ, имеющих зарубежные права:
- Они могут пользоваться иностранными правами в течение года с даты последнего въезда в Россию. К примеру, если гражданин въехал в РФ 15 августа 2024 года, то с этого момента отсчитывается год (до 15 августа 2025 года), в течение которого он вправе пользоваться иностранными правами, затем нужны российские. Если гражданин находился в стране с 1 апреля 2024 года, то ему надо поменять права на российские до 1 апреля 2025 года.
Для желающих обменять свои права на российские ввели упрощенный порядок до 1 апреля 2025 года. После этой даты:
- Если в иностранных правах открыты категории М, А, B, для получения российских прав надо будет сдать теорию.
- Если открыты категории C и D, то нужно пройти обучение и сдать внутренний экзамен в автошколе, а потом сдать экзамены в ГИБДД. Если иностранец — водитель грузовика или автобуса из страны, где русский язык государственный (Казахстан, Киргизия, Южная Осетия и так далее), достаточно будет сдать только теорию.
Что еще будет обсуждаться
Основным объектом обсуждения станут изменения в ПДД, которые Минтранс начал готовить еще в 2024 году, но в итоге проект был отправлен на глубокую доработку пока с неясными перспективами. Речь идет об изменениях, необходимых для усиления контроля над водителями электросамокатов, включая их обязательную регистрацию и выдачу номеров. В этом же пакете изменений Минтранс и ГИБДД, возможно, расширят запрет использования гаджетов за рулем для автомобилистов, введут обязательную регистрацию мопедов и новые знаки, обозначающие место стоянки пожарной машины. Финальный документ не публиковался, конкретные поправки неизвестны.
Продолжится, судя по всему, обсуждение штрафа и способов контроля опасного вождения, под которым подразумевается в том числе «игра в шашечки» на дороге, а также резкие торможения и ускорения. Термин «опасное вождение», введенный в 2017 году, планируется переписать, введя при этом штраф 5 тыс. руб. для агрессивных водителей. Поправки к КоАП приняты в первом чтении 1 октября 2024 года, сейчас готовятся ко второму.
Минтранс будет дорабатывать законопроект, увеличивающий штраф за неоплату проезда по федеральным платным дорогам (ЦКАД, М-11, М-12, М-4) с 1,5 тыс. до 10 тыс. руб. для владельцев легковых автомобилей. При этом период на оплату долга без штрафа будет сокращен с 25 до 5 дней. С октября 2024 года поправки находятся в статусе общественного обсуждения на regulation.gov.ru и в Госдуму пока не вносились.
Страховщики, Минцифры и ГИБДД будут договариваться о механизме проверки полисов ОСАГО через дорожные камеры. Госавтоинспекция уже заявила, что проверять абсолютно все машины под всеми камерами сможет начать не раньше октября 2026 года, прямо сейчас это технически невозможно. В качестве временного решения власти обсуждают проверку только тех водителей (и рассылку им уведомлений, но не штрафов), которые уже что-то нарушили — и им пришел штраф на портал госуслуг.