Ралли. Всего пять букв, но сколько в них смысла! Пожалуй, из всех видов автомобильного спорта ралли по праву считается одним из самых эффектных. Глубокие заносы, прыжки с трамплинов, огромные скорости на узких второстепенных дорожках. Все это захватывает дух!
Но для истинных автолюбителей ралли имеет еще одну ценность — по правилам гонок автопроизводители обязаны изготавливать определенное количество омологационных серийных экземпляров для продажи. Именно так появились знаменитые Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru Impreza WRX STi, Lancia Delta HF Integrale и много других.
Сегодня мы поговорим как раз об одном из таких омологационных автомобилей. В отличие от Mitsubishi EVO и Subaru Impreza WRX STi наш сегодняшний герой куда более редкий. Речь пойдет о Toyota Celica GT-Four с индексом ST205. Почему именно о нем? Да, потому что в этом году ST205 отмечает свое тридцатилетие!
В продаже ST205 появилась в 1994 году, и на тот момент это был очень технологичный автомобиль. Двухлитровый турбомотор с двухпоточной твинскролл турбиной, полный привод с межосевой и задней блокировками уже в базовом исполнении, а также сложная передняя подвеска Super Strut Suspension (SSS), практически вся собранная на ШС вместо резиновых сайлентблоков. Двигатели на разных рынках развивали от 242 до 255 л.с.
Кузов с дополнительными распорками, в том числе между задними чашками амортизаторов, а также полностью алюминиевым капотом для экономии веса. Подобные конструкторские решения делали автомобиль грозной основой для гоночного болида. Непосредственно для омологации в ралли в первый же год выпуска нового поколения было создано 2500 особенных экземпляров с приставкой WRC в названии. Эти автомобили отличались внешне дополнительным спойлером на капоте и проставками для заднего спойлера.
Помимо внешних изменений, были и технические. Так, команда Toyota на своих гоночных машинах впервые представила систему antilag, позволяющую поддерживать давление наддува даже тогда, когда пилот отпускает газ. Омологационные экземпляры также имели эту систему. Правда, она была отключена, но все компоненты для ее активации на серийной машине есть. Так же, как и дополнительная система орошения радиатора интеркулера, который на этой модели сделан жидкостным с дополнительным насосом.
Интересной особенностью этого поколения GT-Four является и система охлаждения масла в коробке передач. Если для автоматических коробок это вполне стандартная система, то для механической трансмиссии это огромная редкость. Подобная система требует установки своего маслонасоса, отдельного радиатора и подводящих патрубков. Сложная, но эффективная система, позволяющая КПП работать в самых сложных условиях.
Кстати, именно редчайшая модификация WRC красуется на наших фотографиях. Заботливо восстановленный экземпляр практически полностью в заводском исполнении.
На момент выхода модели с индексом ST205 самым успешным раллийным автомобилем марки Toyota была Celica GT-Four предыдущего поколения с индексом ST185. На ее счету победы в чемпионате мира по ралли WRC в личном зачете в 1992 году и в личном и командном зачетах в 1993 и 1994 годах. ST205 должна была продолжить триумф Toyota в ралли. Уже сразу после своего дебюта в конце 1994 года, в начале 1995-го она уже одержала победу на этапе чемпионата WRC. Но, к сожалению, именно с моделью ST205 связан громкий скандал в ралли.
Инженеры Toyota настолько увлеклись разработкой разнообразных инновационных систем, что разработали систему, позволявшую элегантно обходить рестрикторы на впуске. Эти рестрикторы устанавливались по правилам чемпионата на автомобили участников и ограничивали диаметр впускного отверстия, что не давало возможности выжимать из двигателей все соки и снимать запредельные мощности. Инженеры Toyota сумели разработать решение, при котором рестриктор сдвигался, позволяя дополнительному объему воздуха поступать через специальные байпасные каналы. Это позволяло, по оценкам экспертов, снять с двигателя дополнительно около 50 л.с. Учитывая ограничения мощности раллийных моторов в 300 л.с., прибавка очень солидная.
На тот момент президент FIA Макс Мосли заявил, что это гениальная и невероятно сложная система, точно и качественно исполненная. Настолько, что даже технические комиссары не сразу ее распознали. В результате судебных разбирательств команду Toyota дисквалифицировали, а все заработанные на тот момент в чемпионате очки, как в командном, так и в личном зачетах, были аннулированы, и победу в WRC 1995 года одержала команда Subaru.
Тем не менее, несмотря на скандал в ралли, Toyota Celica ST205 GT-Four был и остается уникальным автомобилем, который разрабатывали не маркетологи, а инженеры. Автомобилем, в который заложен огромный ресурс и невероятная надежность. Автомобилем, которым невероятно приятно управлять, в котором приятно находиться.