12 автомобилей, которые опередили свое время

Какие модели появились слишком рано
Алексей Хорошев
Автор Авто Mail

Такие автомобили, как Ford Model T, Volkswagen Beetle, Honda Civic или Tesla Model S, появились на рынке, когда все условия способствовали их коммерческому успеху. Другие автомобили примечательны тем, что они появились слишком рано. Они вышли за рамки привычных технологий и стиля, а поэтому некоторые из них так и не стали хитами продаж.

Многие инновации в свое время считались слишком диковинными или недостаточно продуманными, чтобы быть практичными. Однако со временем их уникальные технические характеристики распространились по всему автомобильному рынку. Эти экспериментальные автомобили привели к появлению новых стандартов скорости, безопасности и эффективности, которые сейчас считаются само собой разумеющимися. Давайте оценим некоторые из величайших автомобилей, созданных за последнее столетие.

Lamborghini Countach

Lamborghini Countach 1978
Источник: Lamborghini

В начале 70-х годов этот космический дизайн поразил автомобильную общественность и, по сути, стал основой для разработки суперкаров вплоть до сегодняшнего дня. Прототип Countach был впервые показан в 1971 году, а серийная модель дебютировала в 1974 году с небольшими косметическими изменениями. Модель унаследовала двигатель V12 от Miura, но дизайн был полностью оригинальным.

Для инженеров и энтузиастов спортивных автомобилей новый клиновидный Countach стал настоящим открытием. После его выпуска конкурирующая компания Ferrari сосредоточила внимание на разработке собственных среднемоторных моделей и в меньшей степени на своих старомодных автомобилях с передним расположением двигателя. В последующие десятилетия все — от BMW до Porsche, Fiat, Toyota и Honda — пытались создать свой собственный спортивный автомобиль. Сегодня почти все дорогие и скоростные автомобили придерживаются этого языка дизайна. Фундамент, заложенный Lamborghini, невозможно переоценить.

Lamborghini Countach
Источник: Lamborghini

Однако Countach был не просто красивым автомобилем. В 1974 году четырехлитровый двигатель V12 с двумя верхними распредвалами мог похвастаться мощностью 375 лошадиных сил. Автомобиль был способен развивать скорость 100 км/ч всего за 5,6 секунды, а максимальная скорость превышала 290 км/ч — этого достаточно, чтобы не отставать даже от многих современных спортивных автомобилей.

Lamborghini Countach продавался более десяти лет, а финальная версия была выпущена в 1990 году. За это время автомобиль получил несколько улучшений.

В 80-е годы дизайн стал намного более насыщенным, на кузове появились большие спойлеры и преувеличенные расширители крыльев. Хотя существует много споров о том, какой дизайн более «привлекательный» или более «чистый», автомобиль середины 1980-х годов остается наиболее узнаваемым. При этом Lamborghini Countach подвергался насмешкам за неудобную посадку, плохую обзорность и тяжелую педаль сцепления, но иногда приходится идти на жертвы во имя стиля и скорости!

После 1990 года среднемоторная компоновка нашла свое продолжение в моделях Diablo, Murcielago и Aventador. В 2021 году компания Lamborghini объявила, что официально возродит фирменный знак Countach, выпустив ограниченную серию моделей в ретро-футуристическом стиле и с новой гибридной силовой установкой.

Bugatti Type 35

BUGATTI BABY II TYPE 35 CENTENARY EDITION
Источник: Bugatti

Этот автомобиль привнес передовые технологии в ревущие 20-е годы, в то время как большинство людей все еще передвигались в экипажах. Франко-итальянский дизайнер Этторе Бугатти стремился к успеху с первых дней гонок, и Type 35 стал его залогом успеха. С 1924 по 1930 год автомобиль одержал более 2000 побед в гонках.

Первоначально мощность (95 л.с.) обеспечивалась рядным восьмицилиндровым двигателем объемом 2 литра с двумя карбюраторами. Затем, пару лет спустя, мотор был доработан — мощность увеличили до 140 л.с. В 1920-х годах о таких характеристиках можно было только мечтать. Для снижения веса колеса и кузов были изготовлены из алюминия. Двухместный автомобиль в гоночном исполнении весил чуть более 727 кг и развивал скорость более 210 км/ч.

До 1930 года было построено всего 340 экземпляров Type 35. Многие из них были утрачены со временем. Сейчас оригинальные автомобили являются исключительно редкими и дорогими. К счастью, сегодня аргентинская компания Pur Sang предлагает точные копии Type 35 ручной работы.

Honda Insight (2000−2005 годы)

Несмотря на то, что Toyota Prius вышел на рынок раньше, Honda Insight стал первой моделью, разработанной с нуля как гибридный электромобиль (современный Prius использует модифицированное шасси Corolla).

Honda Insight I 1999 - 2009 Купе
Источник: Honda

Honda постаралась сделать шасси максимально компактным и легким, используя алюминиевую пространственную раму, позаимствованную у спортивного автомобиля NSX. Эта рама легла в основу компактного трехдверного кузова купе, который весил менее 910 кг. Под капотом был установлен трехцилиндровый двигатель объемом 1 л, соединенный с десятикиловаттным электромотором. Первоначально единственной коробкой передач, доступной на Insight, была пятиступенчатая механическая, но позже, в 2001 году, был предложен вариатор.

Благодаря небольшому весу, аэродинамически выверенной форме и электрификации Honda Insight отличался превосходной топливной экономичностью. Однако у дизайна было множество недостатков. Toyota Prius представлял собой более практичный четырехдверный седан, дизайн которого был «заурядным» по сравнению с футуристической формой Honda, и с момента своего дебюта он оснащался автоматической коробкой передач. Так что Prius быстро превзошел по популярности Insight.

AMC Eagle

AMC Eagle
Источник: AMC

В наши дни кроссоверы стали обычным явлением. Некоторые могут даже сказать, что они слишком распространены. Однако в 1980 году дизайн универсала AMC Eagle с приподнятым кузовом был чем-то диковинным. Идея состояла в том, чтобы создать большой семейный автомобиль, который без проблем справлялся бы с шоссе, грунтовыми дорогами и снежными заносами.

На протяжении большей части 20-го века системы полного привода использовались только для внедорожников и пикапов. Однако как только появились автомобили, подобные Eagle, полный привод стал обязательным атрибутом гораздо большего числа автомобилей.

AMC Eagle предсказал, как будут выглядеть кроссоверы в 21 веке, но, к сожалению, это не спасло AMC от надвигающегося банкротства. В 1987 году все, что осталось от компании, было приобретено конкурирующим автопроизводителем Chrysler. Компания продержала Eagle на рынке еще один год — после 1988 года выпуск модели был завершен.

GM EV1

GM EV1 ознаменовал собой первую попытку вывести на рынок полностью электрический автомобиль. В 1997 году журнал Car and Driver назвал этот автомобиль «началом чего-то большого». Они были правы, но электромобилям потребуется еще более десяти лет, чтобы завоевать популярность.

GM установила двигатель мощностью 137 л.с. в легкий кузов купе. Мотор приводил в движение передние колеса и питался от устаревшего свинцово-кислотного аккумулятора, который можно было заряжать только с помощью фирменной индукционной пластины и блока питания, подключенных к передней части автомобиля.

General Motors  EV1
Источник: General Motors

Тесты EV1 показали, что автомобиль достаточно быстр для конца 90-х годов. Однако заряда аккумулятора хватало всего на 97 километров. Этого было достаточно для поездок на работу, но проблема заключалась в том, что в то время инфраструктура зарядных станций практически отсутствовала.

Метод, с помощью которого компания GM продавала EV1, был не совсем традиционным. Единственным способом приобрести автомобиль была аренда за 399 долларов в месяц. Производство было крайне ограниченным: в 97-м году было выпущено 660 экземпляров, а в 99-м — еще 457. Модель 99-го года также получила более совершенную никель-металлогидридную батарею, увеличившую запас хода.

После истечения срока аренды General Motors забирал и утилизировал EV1. Несколько экземпляров были сохранены для различных музеев, а еще несколько каким-то образом уцелели у частных владельцев.

В 2006 году вышел документальный фильм об EV1, который называется «Кто убил электромобиль?» В фильме утверждалось, что GM саботировала свои собственные усилия по созданию электромобилей, чтобы успокоить нефтяную промышленность. При этом компания General Motors вложила в производство EV1 более миллиарда долларов и почти десять лет работы.

Хотя этот автомобиль не пользовался большим успехом, он явно проложил путь к массовому производству электромобилей. Поэтому EV1 всегда должен занимать достойное место в истории автомобилестроения.

Buick Riviera CRT (1986−1990 годы)

На первый взгляд, в этом Buick нет абсолютно ничего примечательного. Он выглядит так же, как и любой другой переднеприводный автомобиль, выпускаемый компанией. Однако, заглянув внутрь, вы увидите технологическую новинку, пришедшую прямо из будущего. Управление внутренней консолью этого автомобиля осуществляется с помощью электронного сенсорного экрана. Сейчас эта функция считается стандартной, но в 1986 году она была в новинку.

Buick Riviera CRT
Источник: Buick

Сенсорная система получила название «Графический центр управления». Он демонстрировал такие важные показатели, как уровень топлива, температура, часы и настройки стереосистемы — все они светились ярким неоново-зеленым цветом. Водитель мог изменять настройки, касаясь экрана кончиками пальцев, при этом при каждом выборе раздавался раздражающе громкий звуковой сигнал.

Поскольку в 1986 году плоские ЖК-дисплеи были недоступны, Buick пришлось встроить монитор с электронно-лучевой трубкой прямо в приборную панель автомобиля. Полученный в результате интерфейс был слишком медлителен по сравнению с современными системами.

Buick Riviera CRT
Источник: Buick

Сенсорный дисплей также появился в злополучном спортивном автомобиле Reatta в 1989 году. Годом спустя и Reatta, и графический центр управления были сняты с производства без особой шумихи.

Mustang SVO

Задача команды Special Vehicle Operations состояла в том, чтобы выжать максимум мощности из крошечного четырехцилиндрового двигателя. Команда использовала 2,3-литровый мотор Pinto, который использовался на базовой модели Fox Mustang, и добавила турбонаддув с промежуточным охладителем. В результате мощность силовой установки составила 175 лошадиных сил.

Mustang SVO
Источник: Ford

SVO также получил модернизированную подвеску, стилизованные колесные диски, вентиляционное отверстие под капотом для интеркулера, уникальную «аэро» переднюю панель и большой спойлер сзади. Единственной предлагаемой коробкой передач была пятиступенчатая механическая. SVO стал одной из самых редких моделей Mustang — с 1984 по 1986 год было продано менее 10 000 экземпляров.

Этот четырехцилиндровый двигатель мог сравниться с V8 по производительности, но не по популярности. Вероятно, это было связано с тем, что SVO стоил дороже, чем версии с 5.0. Однако его ДНК продолжает жить в нынешнем поколении Mustang, в котором двигатель V6 базовой модели был заменен на 2,3-литровый с турбонаддувом.

Citroen SM

В 1973 году Citroen SM произвел настоящий фурор. В это французское роскошное купе было вложено так много передовых технологий, что, возможно, даже слишком много. Автомобиль был основан на предыдущей модели DS, но почти не напоминал ее, так как кузов был основательно переработан для улучшения аэродинамики.

Citroen SM
Источник: Citroën

Наиболее примечательной является подвеска, оснащенная инновационными гидропневматическими амортизаторами, которые смягчают малейшие неровности на дороге. Система была спроектирована как саморегулирующаяся. Колеса SM также были необычными — они стали примером первого использования углеродного волокна в автомобилестроении, что позволило существенно снизить общий вес автомобиля.

Менее популярная технология — это то, что можно описать как «кнопка торможения». В Citroen решили заменить идеально функционирующую педаль на нечто похожее на резиновую шайбу.

Модель Citroen SM была слишком странной для широкой публики и дорого обошлась компании. Через два года она была снята с производства — было продано менее 13 000 экземпляров. Тем не менее, Citroen не похоронил идею создать «умную» подвеску. Подобные системы установлены во многих современных автомобилях класса люкс.

Chrysler Airflow

В 1930-е годы казалось, что в автомобильной промышленности никто и никогда не слышал слов «аэродинамика» или «эффективность», но Chrysler стремился положить этому конец. В 1934 году они представили Airflow — первый автомобиль, спроектированный в ходе испытаний в аэродинамической трубе. В нем также использовалась цельная конструкция шасси, что было редкостью в то время.

Компания Chrysler доказала свою эффективность в Бонневилле, где автомобиль развивал скорость более 152 км/ч на дистанции в милю.

Chrysler Airflow
Источник: Chrysler

Chrysler Airflow вобрал в себя многие стилистические особенности, присущие автомобилям 1930-х годов. Однако форма автомобиля была изменена, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Поначалу общественность и пресса были поражены его необычным внешним видом, но когда дело дошло до продаж, стало понятно, что не все идет гладко. Просто Chrysler Airflow был слишком странным.

В последующие годы Chrysler попытался усовершенствовать дизайн, изменив решетку радиатора и фары. Однако продажи продолжали снижаться. После 1937 года выпуск Airflow был завершен, а общий объем продаж составил менее 30 000 экземпляров. Компания Chrysler в конечном счете оправдала свои ожидания, поскольку аэродинамическая эффективность стала одним из важнейших аспектов современного автомобильного дизайна. В январе 2022 года компания Chrysler также отдала дань уважения модели Airflow, представив свой концепт нового электромобиля.

Tucker 48

В Tucker 48, также известном как Torpedo, впервые появились такие функции безопасности, как ремни безопасности, выдвижные стекла и дисковые тормоза, а также третья фара, которая поворачивалась в зависимости от направления движения. Однако молодая автомобильная компания Престона Такера так и не смогла полностью раскрыть свой потенциал.

Tucker 48
Источник: legion-media/Dawid Swierczek

Tucker 48 был одним из первых американских автомобилей, в котором была применена заднемоторная компоновка с мощным 5,5-литровым шестицилиндровым двигателем, установленным за задними сиденьями. Мотор был позаимствован у вертолета и переведен на водяное охлаждение. Автомобиль был исключительно быстрым для того времени и развивал скорость до 195 км/ч.

Харизма Престона Такера и его высокотехнологичные концепции легко привлекли внимание общественности, но по мере того, как разработка продолжалась, а денег не хватало, люди начали сомневаться в том, что машина встанет на конвейер. Все это достигло апогея, когда на Такера подали в суд за обман инвесторов. Ему удалось избежать судебного разбирательства, поскольку в его распоряжении был 51 готовый автомобиль.

Однако к тому времени деньги компании Такера иссякли, а его репутация была подмочена. В результате к 1950 году производство автомобилей остановилось. Большинство из выпущенных автомобилей до сих пор стоят на учете и иногда продаются за миллионы долларов за штуку.

Газотурбинный автомобиль Chrysler

Этот автомобиль, выпускавшийся крайне ограниченным тиражом, дебютировал в 1963 году. Он не был похож ни на что другое, что публика видела раньше или когда-либо после этого. Вместо привычного ДВС использовался газотурбинный компрессор. Это было похоже на реактивный двигатель в миниатюре.

Chrysler Turbine Car
Источник: Chrysler

Вместо того чтобы использовать тягу турбины для приведения автомобиля в движение, как это сделал бы полноразмерный авиалайнер, двигатель вращал обычный карданный вал. Таким образом, он работал так же, как и многие другие автомобили того времени, но пресса и владельцы отмечали, что он работал намного плавнее и тише, чем поршневой двигатель. Турбина вращалась намного быстрее, чем все, что когда-либо устанавливалось в автомобиль, развивая до 60 000 оборотов в минуту.

Одним из самых интересных аспектов нового двигателя являлось то, что он мог работать на разных видах топлива: обычном бензине, дизеле, керосине, растительном масле или спирте. Известно, что тогдашнему президенту Мексики Адольфо Матеосу для демонстрации был предоставлен автомобиль, который он заправил текилой и отправился на нем кататься.

Уникальный кузов был разработан итальянским ателье Ghia в футуристическом, но узнаваемом стиле 60-х годов. Стилистика реактивного лайнера нашла отражение в больших выхлопных трубах, выступающих из задней части кузова, а также в «искусственных» воздухозаборниках вокруг фар.

К сожалению, низкая топливная экономичность и высокие рабочие температуры привели к тому, что газотурбинный двигатель был признан непригодным для массового производства. В 1963 и 1964 годах было выпущено около 50 газотурбинных автомобилей. На сегодняшний день известно о девяти уцелевших экземплярах. Три из них по-прежнему находятся в руках компании, а остальные шесть хранятся в различных музеях и коллекциях.

От газотурбинного двигателя отказались, но он успешно продемонстрировал потенциал альтернативных видов топлива, включая растительные масла и производные этанола. В 21 веке эти альтернативные источники топлива стали более серьезно изучаться в целях повышения эффективности и снижения выбросов.

Electrobat

Electrobat
Источник: legion-media/Old Books Images

Те, кто не слишком внимательно следит за историей автомобилестроения, могут подумать, что GM или Tesla были первыми производителями полностью электрических автомобилей. Однако эксперименты с электрическими силовыми установками проводились с самых первых дней существования автомобильной промышленности. Одним из первых примеров был Electrobat, созданный еще в 1894 году. Безлошадный экипаж вмещал двоих человек и весил 1995 кг, из которых 725 кг составляли аккумуляторы.

Модель Electrobat II, выпущенная в 1896 году, успешно снизила вес и была готова к производству. В этой обновленной модели для привода задних колес использовались два двигателя мощностью 1,1 киловатта, а свинцово-кислотных аккумуляторов хватало на 40 км пробега. Создатели электромобиля позиционировали его как вариант общественного транспорта, и в 1897 году они запустили первую в Нью-Йорке службу моторизованного такси. К началу 1900-х годов в Нью-Йорке работало до 600 автомобилей Electrobat.

Электрическое такси пользовалось ошеломляющим успехом, однако компания все равно не сумела остаться на плаву и закрылась в 1907 году. Примерно в то же время автомобили, работающие на бензине, стали преобладать на дорогах. Как только были созданы первые заправочные станции, машины с ДВС стали еще активнее завоевывать рынок.

Столетие спустя рынок переполнен электромобилями. Почти каждый крупный автопроизводитель делает ставку на такой вид транспорта. Однако многие проблемы, с которыми они сталкивались ранее, по-прежнему актуальны. Потенциальных покупателей по-прежнему беспокоит ограниченный запас хода или время, необходимое для полной зарядки. К счастью, в 21 веке появились такие технологические новшества, как литий-ионные аккумуляторы и быстрые зарядные устройства, которые помогают преодолеть этот разрыв. Запас хода теперь измеряется сотнями километров, а зарядить аккумулятор можно очень быстро.