Об итогах сезона 2024 года в Формуле-1 мы уже рассказали — по его результатам четырехкратным чемпионом мира стал Макс Ферстаппен, а кубок конструкторов впервые с 1998 года взяла команда McLaren. Пилоты и их команды уже начали готовиться к новому сезону, который стартует весной 2025-го, а зрители — присматриваться к билетам на будущие гонки. Стоит ли ехать на Гран-при Формулы-1 за новыми впечатлениями?
Если увлекаетесь F1 и никогда не были на гонке — безусловно. Яркие впечатления от первой подобной поездки остаются с любителями автоспорта надолго. А если уже бывали раньше и сомневаетесь, стоит ли тратиться на билеты и авиаперелеты, то ответ будет не таким однозначным. Ведь, пожалуй, главная беда для фаната Формулы-1 — высокие цены.
В зависимости от места проведения гонки разница в ценах на билеты может оказаться едва ли не кратной: в 2024 году попасть на Гран-при Китая можно было всего лишь за 199 долларов (чуть больше 20 тысяч рублей по текущему курсу), а на трибуну городской трассы в Лас-Вегасе — аж 1617 долларов (170 тысяч рублей)!
Разумеется, на месте зрителям будут предложены дополнительные активности и услуги. Доплатить можно будет не только за более удачный вид на трассу, но и даже за круг по гоночному треку в пассажирском кресле суперкара с одним из пилотов за рулем — в зависимости от локации, за такое удовольствие придется отдать 20–30 тысяч долларов.
Как бы то ни было, способы сэкономить все-таки есть: многие зрители покупают билеты на минимальное количество дней (только на выходные), пропуская свободные заезды и смежные мероприятия, которые проводят у гоночной трассы. Но билеты на квалификацию и гонку часто продают в комплекте с пропусками на концерты, в парки аттракционов, аквапарки и прочие партнерские объекты. Раз уж входит в стоимость, то почему бы и не сходить? Программа на несколько дней более-менее универсальная, поэтому она позволяет заранее распланировать досуг, но в качестве примера возьмем Гран-при Абу-Даби.
В среду (за редким исключением) на трассе и рядом с ней не происходит почти ничего — этот день хорошо подойдет, например, для приезда, заселения в гостиницу и знакомства с городом. В четверг для прибывших пораньше гостей открывается проход в паддок и на гоночную трассу, начинаются первые интервью с гонщиками и главами команд. В пятницу — свободные заезды, которые по расписанию проводят не только для пилотов Формулы-1, но и младших серий (гонки F2 и F3 проходят в те же дни), продолжаются интервью с командами.
Больше всего зрителей, конечно, на выходных. В субботу проходят последние свободные заезды и интервью, ближе к вечеру начинается квалификация, результаты которой определяют расположение машин на старте гонки. В зависимости, опять же, от локации, по субботам также могут проходить спринты — сокращенные заезды, за которые пилоты тоже получают очки (хоть и значительно меньше, чем за финиш на хорошей позиции в основной гонке).
Сама гонка проходит в воскресенье — и этот день, как правило, освобожден от каких-либо дополнительных мероприятий, ибо команды вовсю готовятся к самому главному событию выходных. После финиша следуют интервью с призерами и яркая церемония награждения гонщиков на подиуме с брызгами шампанского и фейерверками.
Финал гонки запомнился на всю жизнь: за эффектными салютами последовали световое шоу на всю длину трассы, прощальная порча покрышек в исполнении Льюиса Хэмилтона за рулем болида Mercedes и масштабный «балет» квадрокоптеров с фонариками, которые выстраивались в определенном порядке, рисуя различные анимации в честь победителей в командном зачете. В небе появились логотип McLaren, изображения гонщиков Ландо Норриса и Оскара Пиастри, клетчатого флага и оранжевого болида.
Если кажется, что в остальном программа не самая насыщенная, и каждый день ехать к открытию трассы смысла нет, то взгляните на список развлечений от организаторов. В том же Абу-Даби на прилегающих к трассе площадях были устроены спортивные площадки, зона с игровыми симуляторами (компьютерные гонки, разумеется, проводят на виртуальной копии местного трека), гигантские фудкорты с множеством заведений, тематические фотобудки, музей F1, площадки для живых выступлений и диджей-сетов.
Еще можно посмотреть на выставленный на всеобщее обозрение демонстрационный болид, увидеть кубок, который достанется чемпиону мира, попробовать себя в роли механика на пит-стопе, погонять на картах, прогуляться по разным трибунам и посмотреть с них на гаражи команд.
В этом году, кстати, вместе с пилотами Формулы-1 по гоночным трекам всего мира ездила съемочная группа, работающая над фильмом с Бредом Питтом в главной роли. Для пущей достоверности на Гран-при вместе с гаражами десятью команд F1 и машин безопасности FIA продюсеры арендовали гаражи под одиннадцатую — вымышленную команду APX GP, за которую выступают Сонни Хейс (персонаж Брэда Питта) и молодой пилот Джошуа Пирс (его сыграл актер Демсон Идрис).
Сцены с ними снимали в дни настоящих гонок на протяжении всего сезона. И речь не только про сцены с актерами на призовых подиумах — для фильма были построены настоящие болиды, сцены с которыми снимали в перерывах между реальными заездами. Спойлер — в Абу-Даби Брэда Питта снимали на подиуме вместе с гонщиками Шарлем Леклером и Джорджем Расселом, поэтому есть все основания полагать, что по сюжету фильма немолодой герой 61-летнего Питта как минимум неплохо провел гоночный сезон.
В следующем году Питта уже нельзя будет поймать на гонках: съемки фильма подходят к концу, а выход картины запланирован на лето 2025-го. Но других звезд тоже хватает — увидеть гонщиков на выходных проще, чем кажется. И не только благодаря интервью, после которых счастливчикам удается получить автограф или совместное фото: в Абу-Даби пилотов прокатили на открытой платформе грузовика по всей трассе — пусть и на некоторой дистанции, но их все же можно увидеть своими глазами, еще и всех сразу.
Тем, кто после гонки еще остается отдыхать денек-другой, по билетам на Гран-при можно попасть и в другие места. В Абу-Даби фанатам полагается бесплатный проход на концерты (в этом году выступали Maroon 5, Eminem и Muse), гонку на выносливость Gulf 12 Hours, в местный Лувр, в мечеть Qasr Al Watan, а также в один из четырех парков развлечений на выбор: Ferrari World, Warner Bros World, аквапарк Yas Waterworld и SeaWorld. Из других бонусов — скидки на посещение ресторанов и кафе.
В сезоне 2025 года запланировано 24 гонки. Гран-при пройдут в Европе, Северной Америке, Австралии, Японии, Китае, Бразилии, Азербайджане, Сингапуре, Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ. До некоторых стран из России добраться проще, чем до других, цены на билеты и проживание, разумеется, тоже отличаются — и смежные с гонками даты они частенько кусаются из-за повышенного спроса. Но оно того стоит — практика показывает, что в наши дни Формула-1 еще способна удивлять.