Каждый водитель еще со времен автошколы знает, что важнейшим условием исправности и долголетия двигателя является система его смазки моторным маслом, которое нужно регулярно менять вместе с фильтром. В целом — это правильное базовое знание, однако ради сокращения вложений в мотор и продления срока его службы на заложенном с завода ресурсе, его нужно немного расширить. Подробности — на Авто Mail.
Не секрет, что срок службы автомобиля вообще и каждого его элемента в частности во многом зависит от корректной эксплуатации и регулярном обслуживании. При желании можно сломать и бетонный столб, так что кивать при каждой поломке на одного только инженера — не стоит. Часть, и значительная, истинной причине поломки или внезапного выхода из строя любого узла лежит и на нас, водителях. Безусловно, есть ресурс, более которого элемент выходит только в самых щадящих условиях, достичь которых в наших широтах практически невозможно. Но ресурс этот изначально велик, а вот бежать в магазин за новой железкой приходится чаще положенного? Почему так? Неправильная эксплуатация, связанная с повышенными нагрузками. Как избежать ошибок? Разобраться в конструкции — тогда режим содержания автомобиля станет понятнее, предложенные сервисом процедуры — актуальнее, а общий срок службы — дольше. Простой пример — двигатель и система его смазки.
Даже совсем юный автолюбитель, на чьем водительском удостоверении еще не успела остыть ламинирующая пленка, знает: масло в двигателе надо менять. Регулярно и только на такое, что рекомендовал сам завод-изготовитель. Конкретные требования прописаны, подобрать — труда не составит. Вопросы — на форум, там всегда ответят. Однако же постоянно встречаются на просторах интернетов истории, когда замена или, наоборот, не замена масла в установленный срок привела к фатальным последствиям. Двигатель внутреннего сгорания — самый дорогой узел автомобиля, его ремонт, как и качественная замена, всегда обходятся в шестизначную цифру далеко не первого порядка, занимают немало времени и, увы, периодически заканчиваются отнюдь не «хэппи эндом». Можно ли было это избежать? Можно. Как? Вовремя заменить смазку в моторе. Почему не сделали? «Ну мы же не знали!». Что ж, разберем с самого начала, чтобы любимая народная «отмазка» более не могла быть использована.
Как устроена система смазки двигателя?
Первое, с чего стоит начать — это полностью механическая история. Никакой электрики там нет, кроме, разве что, датчика, что зажигает пиктограмму «масленки» на приборной панели, когда смазки начинает недоставать. Следовательно, и относиться к механизму следует с точки зрения классической механики: делай, что нужно, и проработает оно примерно вечность. Конструктивно — примитивно: тазик, в котором хранится масло с запасом, именуемый картером, оснащен маслонасосом, что подает смазку в двигатель через фильтр, пробегает по недрам ДВС и возвращается обратно в картер. Круг замкнулся.
Маслонасос — тоже механический, шетеренчатый, в движение его приводит сам двигатель, а не аккумулятор, так что после запуска стоит немного подождать, пока масло разойдется по всему мотору. Часть элементов смазывается просто под давлением, часть — специальными форсунками, но конкретика у каждого мотора своя. Важен принцип: масла должно быть достаточно, маслонасос обязан быть исправен, фильтр — должен пропускать, не забывая при этом фильтровать. Обещан примитив — вот он во всей красе. Однако, и тут случаются недопонимания, приводящие к трудноразрешимым задачкам. Пару примеров из наиболее популярных приводим ниже.
К чему приведет экономия на масле
Добротное и качественное моторное масло сегодня недешево. Оно никогда привлекательными ценами не отличалось, а уж в нынешние сложные времена — и подавно. Впрочем, это совсем не означает, что автовладельцы смирятся с ценообразованием, как раз наоборот: начинается лихой и задорный, закручивающий интригу поиск дешевой, но подходящей смазки. Тут и контрафакт, и какие-то безымянные «новые» составы, и просто неподходящие масла идут в дело: а вдруг будет все хорошо?
Не будет: низкокачественное и просто неподходящее мотору масло начнет сгорать, что вызовет не только сизый дым из трубы и неприятный запах, но и тотальное закоксовываение очень тонких масляных каналов в двигателе и на поршнях. При удачном стечении обстоятельств обойдется химической чисткой, при неудачном — разборкой, чисткой и частичной заменой элементов. Более того, по задумке инженера, масло обязано не только смазывать, но и охлаждать, очищать, оберегать от появления коррозии. Список велик, а выполнить все заложенные обязанности может только полностью подходящее по ТТХ моторное масло. Стоит ли экономия «свеч»?
К чему приведет экономия на фильтре
Оригинальный масляный фильтр стоит примерно в 10 раз дороже, чем китайский. Внешне они практически неотличимы, дырки и резьба присутствуют, фильтрующий элемент есть и там, и тут. Так зачем платить больше? Ответ проще, чем кажется: на холостых оборотах давление масла внутри контура составляет от 1 до 2 атмосфер. В режиме «форсаж», когда обороты мотора подскакивают до 4500 и выше — уже от 4 до 6,5 атмосфер. На таком «давляке» китайские фильтры просто срывает с резьбы, поскольку сделаны они из консервных банок и прочего вторсырья, а вся смазка мановением ока оказывается на асфальте. Если мотор не заклинит — уже победа, но задиры на стенках цилиндра образоваться могут.
Вторая важная причина заплатить указанную цену — сам фильтрующий элемент. Если разрезать китайскую поделку, что там обнаружится довольно странный, напоминающий газету материал и случайный набор болтов, гаек и пружин, который превратиться в тряпку, а потом и в камень. Быстро превратиться. Опытные механики соврать не дадут: не раз они долго и сложно отворачивали от мотора сплюшенный, намертво прилипший китайский фильтр, который просто перестал пропускать, создавая вакуум, что и деформировал его стенки и горловину с резьбой. Сколько такая работа стоит и во что обойдутся последствия — даже представить страшно. Воистину, чтобы копейку сэкономить — и рубля не жалко.
К чему приведет экономия на обслуживании
Многим кажется, что ТО — это масло поменять да фильтр свежий прикрутить. Но это только на первый взгляд. Даже если внимательно разглядывать регламент по обслуживанию «Волги М-20», то количество и периодичность операций, несмотря на конструктивную простоту автомобиля, там куда больше. А уж современный автомобиль — это сложный механизм, десятки крошечных элементов которого требуют регулярного внимания. Например, замена масла периодически должна осуществляться со снятием картера, в котором годами скапливается грязь и мусор. Чтобы его за собой не возить и двигатель этими частицами не кормить, картер нужно скинуть и промыть, после чего поставить на место. Параллельно, мастер осмотрит его состояние, прикинет необходимость замены «тазика», а заодно и посмотрит весь мотор на наличие подтеков.
К чему приведут подтеки масла
Кстати, обильный расход моторного масла чаще всего является следствием отнюдь не «жора», как считают многие, а именно износа сальников и прокладок, из-под которых и сочится смазка, отправляясь из контура прямиком на защиту, днище и асфальт. Во-первых, приходится постоянно доливать, что неприятно и, как мы уже выяснили, накладно. Во-вторых, сальники коленвала и распредвалов находятся в непосредственной близости от ременного привода ГРМ, так что масло попадает и на ремень в том числе. Однажды, он просто перескочит, отправляя клапана на встречу с поршнями. А это уже переборка, как ни крути.
Именно простое ТО, техническое обслуживание, является залогом долгой и беспроблемной работы двигателя: качественные масла и фильтры способны сделать «во благо» куда больше, чем кажется обычному автомобилисту. И даже попытка сэкономить в этом направлении может обернуться слишком высокими затратами после. Игра не стоит свеч.