НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Народные способы проверки моторных масел на подлинность

26 ноября 2024 16:15
Работают или нет?

Вместо дефицита моторных масел, на российском рынке царят изобилие и разнообразие. Вот только радости от этого немного: подделки подстерегают на каждом углу. Разбираемся, какие способы выявить контрафакт и правда работают, а какие оказываются не намного эффективнее, чем совет таролога.

После 2022 года на рынке моторных масел и других смазочных материалов начался процесс масштабной трансформации. Больше половины привычных и популярных международных брендов отказались продолжать работать на российском рынке, закрыв свои представительства и полностью прекратив официальные поставки.

Источник: Freepik

Тем не менее, масла полностью с прилавков не исчезли. Сначала они продавались как «продукция из старых запасов» (которых почему-то, несмотря на ажиотажный спрос, хватило на несколько лет), а затем как параллельный импорт. Отчасти это повод для радости, но есть нюанс.

На нежелании россиян расставаться с привычными маслами решили нажиться поддельщики, и по данным из разных источников, сегодня доля контрафакта на рынке составляет до 50%, в зависимости от продуктового сегмента и региона. Внутри таких канистр со знакомыми и любимыми этикетками может быть что угодно: от более дешевого низкокачественного минерального масла и до побывавшей в употреблении «отработки». Практически в любом случае, после такого «смазочного материала» двигателю грозит ремонт, сложность и цена которого зависят от марки автомобиля и того, как быстро вы заметили неладное.

Ушедших не возвращать

Для начала, совет большинства экспертов: не рассматривать к покупке бренды, официально ушедшие из России. Их качество не настолько сильно отличается от российских масел, чтобы рисковать двигателем. А сами производители абсолютно не в курсе, что вы приобрели их продукцию, поэтому если такое масло навредило вашему автомобилю, отвечать должен продавец, вот только от фирм-однодневок (особенно с маркетплейсов) никаких компенсаций ждать не стоит.

Источник: Freepik

Прежде всего, посмотрим на упаковку и на качество сварки швов пластиковой тары: они должны быть аккуратными и без облоя. Обращаем внимание на этикетку: она наклеена ровно, без пузырей воздуха и отклеивающихся краев. Это не железобетонные показатели подделки, но логика подсказывает, что раз производитель допускает неряшливости снаружи канистры, беспорядок может ожидать нас и внутри.

В то же время поддельщики уже хорошо научились изображать канистры оригинальных продуктов. Единственное, что пока им не под силу – повторить металлические банки, на которые этикетка нанесена краской в заводских условиях. Уж больно дорого стоит такое оборудование, а на масштабные инвестиции в оборудование поддельщики пока не готовы.

Если смазочный материал произведен в России или для России, на этикетке наверняка можно это проверить. Найдите и отсканируйте специальным ПО штрих- или QR-код, воспользуйтесь сервисом проверки подлинности. Кстати, для масел, привезенных по параллельному импорту, последний способ тоже сработает, но предварительно нужно будет включить VPN.

Стружка, разница, бумага

Интернет пестрит массой способов проверки масел в домашних условиях, но далеко не все они работают. Например, «эксперты» рекомендуют проверять масла магнитом: налить масло в небольшую емкость, опустить туда магнит и любоваться налипающими частицами, «слишком большое количество» которых – признак подделки.

Разумеется, обильный металлический осадок в масле – признак того, что оно уже поработало и впитало в себя стружку и другие частицы износа. Но работавшее масло проще определить по цвету: оно черное и имеет запах гари. Впрочем, в канистры с контрафактом чаще заливают некачественное, но пока не отработавшее масло, поэтому пользоваться таким способом смысла нет.

Еще один популярный способ – проверка бумагой. «Умы из интернета» советуют капнуть немного моторного масла на лист бумаги, чтобы оно могло растечься по поверхности и образовать рисунок, по которому нам предлагают «понять все» о происхождении масла.

По условиям такого теста, рисунок на бумаге должен быть равномерным, одного цвета, без черных вкраплений и сомнительных запахов. Основная направленность такого теста – отличить капельный рисунок настоящих масел от подделки, но есть нюанс: для успешной экспертизы нам необходим не только контрафакт, но и 100% оригинал. По этой причине, для анализа масла из одной сомнительной канистры, такой способ также не подходит.

Еще один способ предполагает оценку масла по его вязкости. Безусловно, если вы купили жидкую «нулёвку» (например, 0w-20), но при комнатной температуре оно стекает как густой мёд, это тревожный знак. Бывает и наоборот: два масла (разных брендов) с одинаковой вязкостью могут по-разному течь, постояв ночь на морозе, допустим на холодном балконе. Особенно, если в одном из них базовое масло с добавлением полиальфаолефинов, эстеров или GTL (Gas-to-Liquid) – масла из газа – такую технологию применили и популяризировали технологи компании с ракушкой на логотипе.

Эксперты должны быть экспертными

Лучший способ предельно точно оценить качество моторного масла и подтвердить соответствие заявленным техническим характеристикам – провести лабораторный анализ.

В сертифицированных лабораториях работают квалифицированные специалисты, которые используют специализированное оборудование и действительно работающие методики. Это позволяет получать точные результаты о качестве масла, сравнивать полученные данные с установленными стандартами и требованиями производителей автомобилей, а также обнаружить признаки фальсификации.

Такие испытательные центры есть во всех крупных городах, а если в вашем такого не оказалось, не проблема: отправьте небольшой образец масла почтой или курьерской службой, заранее уточнив в лаборатории их адрес и необходимый объем смазочного материала.