Хотим мы этого или нет, но передовые технологии активно проникают в нашу жизнь. Сегодня уже мало кого удивишь интеллектуальными помощниками в современных моделях и беспилотными авто, мчащими по трассе М11 «Нева».
О том, каким образом искусственный интеллект (ИИ), помимо автомобильного «железа», уже сегодня находит применение в сфере обслуживания транспортных средств, рассказал эксклюзивно проекту Авто Mail руководитель отдела обучения НПК «Автоприбор» Артем Березин.
«Очевидно, что использование ИИ в транспортном секторе значительно возрастет в течение уже этого десятилетия и будет интенсивно развиваться в дальнейшем, заменяя традиционное сервисное обслуживание автомобилей и выступая аудитором для управленцев, чтобы отладить работу предприятия, выявить слабые места и предложить порой неочевидные управленческие решения.
Конечно, автосервис пока еще остается практической областью, где поиск причины неисправности в системах автомобиля зависит прежде всего от опыта, знаний и квалификации специалиста, который опирается на анализ данных как диагностического оборудования, так и идентификацию механических дефектов. Но в отрасли уже появились ИИ-интерфейсы, способные быстро и почти безошибочно определить неисправность, а также предложить оптимальное решение проблемы.
Касаясь непосредственно ремонта, абсолютное преимущество ИИ состоит в том, что он способен запоминать и анализировать колоссальные объемы информации. Это могут быть инструкции, методики и технологии ремонта производителя автомобиля, типичные или атипичные неисправности конкретной модели ТС, двигателя, коробки передач и любого другого узла или системы автомобиля.
А также интерпретировать знания, которые накоплены за время обслуживания всех автомобилей конкретной марки и модели, в том числе на профильных форумах и в сообществах в интернете. В совокупности, это может сэкономить до 90% времени на диагностику и выявить закономерности, которые человек может пропустить.
Если взглянуть шире, инструменты на базе ИИ могут применяться не только непосредственно в авторемонте, но и в управлении автосервисом. Искусственный интеллект поможет верно истолковать причины обращения клиента в заказ-наряде, сопоставить и систематизировать предыдущие обращения клиента в ремонт, консолидировать неисправности, найти закономерности и, исходя из этого, сформулировать возможный диагноз. Ускорение на этапе приемки позволит снизить простой подъемников, что в совокупности принесет экономическую выгоду для автосервисов и сыграет в пользу повышения удовлетворенности клиентов.
Однако использование ИИ сопряжено и с вызовами. Наиболее важный — безопасность данных. Объемы информации, которые анализирует ИИ, должны быть надежно защищены от утечек. Не менее важный вызов — квалификация механиков-диагностов, которые должны не просто освоить базовые навыки работы с подобными системами, а, вероятно, быть готовыми изучать промпт-инжиниринг.
Отдельного внимания заслуживает развитие предиктивного обслуживания и облачной диагностики, дающее возможность диагностировать авто без физического осмотра на СТО, определять потенциальные неисправности транспортного средства и минимизировать последствия таких неисправностей до того, как они произойдут.
Будущее ИИ в авторемонте открывает серьезные перспективы. Искусственный интеллект уже сегодня меняет традиционные подходы к авторемонту. Он добавляет скорость, точность и возможность предвидеть проблемы, делая автомобили умнее и безопаснее.
Такой подход сократит непредвиденные поломки и последующий дорогостоящий ремонт, а главное — повысится безопасность движения на дорогах общего пользования», — рассказал эксперт.