В автомобильной промышленности ШРУСы стали активно использовать с появлением переднеприводных машин. Это сделало автомобиль более комфортным, управляемым и предсказуемым. В этой статье разберем признаки поломки ШРУСа, узнаем, как определить, какой именно вышел из строя, и как продлить жизнь этому соединению. Поможет в этом владелец СТО, механик с 20-летним стажем Григорий Погосов.
Что такое ШРУС в автомобиле
Первая технология изготовления ШРУСа появилась в 20-х годах XX века. Ее изобретателем был Карл Вайсс. Шарнирное соединение состояло из двух валов с блокировочными вилками и четырех шариков, которые перемещались по канавкам в каждой из вилок.
В современных машинах ШРУСы устанавливают на все переднеприводные автомобили и на некоторые полноприводные. Благодаря этому механизму каждое колесо может перемещаться независимо от других. Такое решение повысило устойчивость и комфорт на любом типе дорожного покрытия.
Основные функции ШРУСа в машине
Главная задача ШРУСа — передача вращения от коробки передач к колесам, также у него есть несколько второстепенных задач:
- Работа подвески. При жестком соединении коробки передач и колес у них бы не было возможности перемещаться вертикально без ШРУСа. Из-за этого пассажиры автомобиля ощущали бы на себе все неровности. При сильных перепадах уровня дороги одно из колес оказывалось бы в воздухе. В таком случае дифференциал не позволит крутиться колесу, которое находится на земле.
- Рулевое управление. Благодаря свободному перемещению колес за счет работы ШРУСа автомобиль становится более предсказуемым при движении по пересеченной местности или при поворотах. За счет хода подвески и работы шарнира у шин сохраняется большое пятно контакта, а значит, и лучшее сцепление с дорогой.
- Паразитные вибрации. Когда автомобиль проезжает неровности, работает не только подвеска, но и ШРУСы. Они забирают часть вибраций на себя, делая поездку более комфортной.
- Плавность езды. При разгоне, торможении и езде по неровной дороге шарниры позволяют передавать вращение от двигателя к колесам без рывков и ударов. Это продлевает срок службы большого числа механизмов и экономит бюджет.
Виды ШРУСов
За 100-летнюю историю существования механизма появилось несколько разновидностей ШРУСов. Все шарнирные соединения можно разделить на внутренние и внешние. Они различаются рабочим углом: у внутреннего — до 20°, у наружного — до 50°. Кроме этого, они различаются и по строению.
1. Шариковые
Это самый распространенный вид ШРУСа. Состоит из корпуса с дугообразными канавками и внутренней обоймы. В ней находятся сепаратор с шариками, которые свободно перемещаются по канавкам. Такой вид ШРУСа позволяет равномерно передавать крутящий момент с углом до 70°.
2. Трипоидные
Этот вид применяется в основном в качестве внутреннего соединения. Чаще всего устанавливается там, где нужно передать вращение от неподвижной к подвижной детали. Например, от коробки передач к валу. Рабочий угол составляет около 20°.
3. Карданные
Этот тип соединения применяется в основном для техники, которая испытывает большие нагрузки. Самый простой и надежный вид, но при этом самый вибронагруженный. Применяется на грузовиках, тракторах или внедорожниках.
4. Кулачковые
Этот вид состоит из двух вилок и фасонных дисков. Кулачковые ШРУСы могут выдерживать большие нагрузки, но не переносят высоких скоростей. Чаще всего применяются на грузовой и тихоходной технике. Подвержены перегреву, который вызывает разрушение ШРУСа.
Признаки неисправности ШРУСа
Большинство водителей знает, что если слышен хруст во время трогания с повернутыми колесами, то один из ШРУСов сломан. Помимо этого, есть еще несколько признаков, по которым можно судить о неисправности:
- Повреждение пыльника. Если при визуальном осмотре вы увидели порванный пыльник на ШРУСе и вокруг есть следы смазки, то, скорее всего, придется менять узел. Вода и грязь быстро выводят механизм из строя.
- Люфт колеса. Если вы покачаете колесо и обнаружите заметный свободный ход, то, скорее всего, ШРУС сломан. Такие же симптомы могут быть и при проблемах в ступичном узле.
- Щелчки. При движении на небольшой скорости говорят о том, что шарнир нужно поменять. Они достаточно громкие, поэтому сразу заметны.
- Рывки. Этот симптом наблюдается в начале движения. Машина дергается при плавном разгоне. Как правило, это говорит о проблемах с наружным ШРУСом.
- Вибрация. Она возникает, когда внутренний ШРУС пришел в негодность.
- Свист. Иногда при поломке ШРУСа можно услышать свист, который издают изношенные до металла колодки.
Поскольку состояние ШРУСов влияет на безопасность дорожного движения, нельзя игнорировать проблемы, которые связаны с ними. При окончательной поломке этого узла машина не сможет передвигаться даже на буксире.
Как определить, какой ШРУС хрустит
В любой машине, где применяется шрусовое соединение, есть внутренние и наружные ШРУСы. Есть несколько критериев, по которым можно определить, какой именно вышел из строя.
Внутренний
Если во время езды по неровной дороге вы слышите хруст или чувствуете сильную вибрацию, это значит, что внутренний ШРУС вышел из строя. Еще один способ понять состояние внутренних шарниров — нагрузить заднюю часть автомобиля. Можно посадить на заднее сиденье двух человек и проехать по прямой. Если услышите хруст, то нужно ехать к механику.
Наружный
Для проверки состояния наружного ШРУСа нужно найти ровную площадку, вывернуть колеса и резко тронуться. Если вы услышите хруст с правой стороны, то сломан левый ШРУС. И наоборот, если хруст с левой стороны, то сломан правый шарнир.
Для каждого колеса есть два ШРУСа, на каждом устанавливается пыльник. При осмотре обращайте внимание на оба.
Распространенные причины поломок ШРУСа
ШРУС — достаточно прочная и долговечная часть автомобиля. Средний пробег качественной детали составляет 200—300 тыс. км. Но срок может сократиться по следующим причинам:
- Повреждение пыльника. Их изготавливают из силикона или резины. Со временем на них появляются трещины, через них в ШРУС попадает вода или грязь, и вылетает смазка. Это значительно сокращает срок службы детали.
- Агрессивное вождение. Резкие старты с места создают ударные нагрузки на механизм. Трогание с вывернутыми колесами увеличивает скорость износа деталей.
- Завышенная или заниженная подвеска. При изменении высоты подвески ШРУСы работают в незаводских углах, механизмы находятся в зажатом состоянии.
- Увеличение мощности автомобиля. Если она значительно возрастает, то ШРУСу не хватит запаса прочности.
Последствия поломки ШРУСа
Поломка ШРУСа может привести к дорогостоящему ремонту и дорожно-транспортному происшествию. Вот некоторые из других возможных последствий:
- Увеличение расхода топлива. Двигателю станет тяжелее вращать колеса, и автомобиль сможет преодолевать меньшее расстояние накатом.
- Увеличение уровня шума и вибрации. Во время движения машины водитель будет слышать хруст и скрежет. На кузов будут передаваться вибрации от неровностей на дороге.
- Ухудшение управляемости. Из-за неравномерного вращения колес машину может уводить с дороги, поэтому придется постоянно подруливать.
- Повреждение коробки передач. При сильном износе трипоидные подшипники теряют иголки, которые могут попасть в коробку передач. Это вызовет разрушение внутренних элементов.
- Заклинивание колеса. Происходит внезапно. Если в этот момент автомобиль находится на оживленной дороге, то аварии не избежать.
Если вы заметили малейшие неисправности в ШРУСе, лучше прекратить движение и вызвать эвакуатор. Это сэкономит деньги и сохранит здоровье.
Как продлить жизнь ШРУСа
Как и любой механизм, ШРУС требует к себе бережного отношения и регулярного обслуживания. Вот что можно сделать, чтобы он служил дольше.
1. Смазать деталь
При повреждении пыльников ШРУС остается без смазки, что вызывает его поломку. Новую смазку можно забивать после промывки всего узла. Выбирайте качественные детали у проверенных поставщиков.
2. Заменить деталь
ШРУС не ремонтопригоден. При поломке нужно устанавливать новую деталь. При сильной выработке подшипники и соединения изнашиваются, а это может привести к заклиниванию колеса.
3. Аккуратное вождение
Избегайте резких ускорений, особенно с пробуксовками. Не стоит буксировать слишком тяжелые автомобили или прицепы. В обоих случаях происходят ударные нагрузки и перегрев узла.
4. Проводите регулярный осмотр
Если обнаружить повреждения пыльников сразу, как только они образовались, то можно обойтись промывкой ШРУСа и полной заменой смазки.
5. Паркуйтесь с прямыми колесами
При низкой температуре воздуха на ночь оставляйте машину с прямыми колесами. Тогда на пыльниках не будут появляться заломы и трещины.
Отзыв эксперта о ШРУСе
Григорий Погосов рассказал о важности контроля состояния ШРУСов:
«В интернете полно видео, когда машина неожиданно вылетает со своей полосы. В лучшем случае на обочину, в худшем — на встречную полосу. Это происходит из-за поломки ШРУСа и заклинивания колеса. В этот момент автомобиль становится полностью неуправляемым.
Не стоит показывать всем, какая у вас мощная машина и как она умеет трогаться с пробуксовками. В дальнейшем это может привести к серьезным последствиям. Даже если вы аккуратный и спокойный водитель, рекомендую ежемесячно загонять машину на яму или на подъемник для диагностики состояния».
Что нужно запомнить о ШРУСе в автомобиле
Для того чтобы продлить жизнь ШРУСа и не попасть в неприятную ситуацию, соблюдайте несколько правил:
1. Проводите регулярный осмотр состояния пыльников.
2. Избегайте резких стартов с пробуксовкой.
3. Не буксируйте тяжелые автомобили и прицепы.
4. Покупайте качественные детали у проверенных поставщиков.
5. При посторонних звуках от ШРУСов прекращайте движение и вызывайте эвакуатор.