Система охлаждения — один из важнейших узлов машины. При ее неполадках может произойти перегрев мотора и его выход из строя. Такая ситуация может случиться, если смешать два разных класса охлаждающей жидкости, при этом цвет антифриза будет одинаковым.
Почему антифризы бывают разных цветов
Цвет антифриза не влияет ни на химические свойства, ни на физические. Каждый производитель сам определяет, какие красители добавлять для маркировки разных классов. Несмотря на то, что промышленное производство антифриза началось в 1926 году, до сих пор нет единого стандарта. Поэтому не стоит смешивать охлаждающую жидкость (ОЖ) одного цвета, но от разных производителей.
Также антифриз окрашивают, чтобы было проще обнаружить протечку. При осмотре системы охлаждения в глаза сразу бросятся красные или зеленые пятна.
Цвета и классы антифриза
Класс антифриза зависит от соотношения этиленгликоля, пропиленгликоля, воды и присадок. Он показывает условия применения и срок службы охлаждающей жидкости.
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Поскольку у производителей нет единого подхода к окрашиванию антифриза и государство не регламентирует взаимосвязь между цветом и свойствами охлаждающей жидкости, внимательно читайте информацию на упаковке.
Чем отличаются антифризы разных классов и цветов
Основные отличия заключаются в составе присадок, их принципе работы и технических характеристиках. ОЖ классического образца создают защитную пленку на всех поверхностях системы охлаждения. Новые виды антифриза борются с очагами коррозии точечно.
Класс G11
Это антифризы на основе этиленгликоля. Содержат неорганические силикатные присадки. Создают защитную пленку на поверхности всей системы охлаждения, благодаря которой не образуется коррозия. Температура кипения — в районе +110 °С. Единственный недостаток — требуют замены раз в два-три года.
Класс G12
Основу охлаждающей жидкости составляет этиленгликоль. В качестве защитных присадок используют карбоксилатные и органические соединения. Такие антифризы не создают защитную пленку, а борются с коррозией локально. Присадки в ОЖ реагируют на очаги ржавчины и образуют защитную пленку. За счет этого применение такого класса антифризов значительно увеличивает теплоотдачу системы охлаждения. Хорошо подходят для высокооборотистых и теплонагруженных двигателей. Часто добавляют присадки, которые продлевают срок службы резиновых элементов охлаждающей системы. Температура кипения — в районе +115 °C. Срок службы — до пяти лет.
Класс G13
Это безопасный класс антифризов на основе пропиленгликоля и органических присадок, дополненных соединениями кремния. Он безвреден для организма и быстро разлагается в окружающей среде. ОЖ этого класса обеспечивают отличную коррозийную защиту всей охлаждающей системы и алюминиевых деталей двигателя. Применяется в автомобилях с повышенными требованиями к качеству антифриза. Производится преимущественно в Европе и США. Самый дорогой класс антифриза. Температура кипения — в районе +135 °C. Срок службы — до десяти лет.
Можно ли смешивать антифризы
Смешивать антифризы разных цветов и тем более разных производителей крайне не рекомендуется, как и доливать в них воду. У разных ОЖ разные характеристики и составы присадок. При смешивании может произойти реакция, из-за которой образуются отложения, способные забить охлаждающую систему. Тогда перегрев мотора и капитальный ремонт неизбежны.
Рекомендуем покупать антифриз с запасом. Остаток вы можете положить в багажник и в случае необходимости долить ОЖ без риска для двигателя и системы охлаждения.
Таблица смешивания антифризов
Если у вас нет под рукой нужного класса ОЖ и в магазине не продается подходящая, то допускается смешивание разных типов антифризов, но соединять можно только определенные классы. Ниже таблица совместимости.
Антифриз какого цвета лучше заливать
Поскольку не существует единого стандарта цветов антифриза, не стоит рассматривать цвет как основной критерий выбора. Чтобы узнать, какая ОЖ подходит тому или иному автомобилю, лучше обратиться к инструкции или найти информацию в интернете. Автоконцерны составляют списки допустимых производителей и классов ОЖ, которые подходят для конкретной модели двигателя.
Отзыв эксперта
Своим мнением о том, какой антифриз выбрать и стоит ли смотреть на цвет, поделился владелец СТО, моторист с 35-летним стажем Валерий Скориков:
«Самое главное в выборе ОЖ — рекомендации завода-изготовителя. Каналы в двигателе и системе охлаждения рассчитываются под определенный класс и состав антифриза. Если залить что-то неподходящее, система охлаждения может забиться, тогда возможен перегрев. Для большинства современных двигателей такая ситуация вызывает серьезные последствия.
Второй критерий — это температура замерзания. Она должна соответствовать региону, в котором эксплуатируется машина. При замерзании ОЖ расширяется, что может привести к поломке блока цилиндров или к разрыву трубок охлаждающей системы».
Памятка автовладельцу: что нужно запомнить о цветах антифриза
Чтобы система охлаждения не вышла из строя, нужно заливать подходящий антифриз. Для этого соблюдайте несколько рекомендаций:
1. Следуйте советам производителя автомобиля. Заливайте антифриз только тех марок, которые получили допуски завода-изготовителя вашего автомобиля.
2. Обращайте внимание на температуру замерзания. Если охлаждающая жидкость замерзнет, это приведет к серьезной поломке.
3. Обращайте внимание на состояние упаковки. У оригинальных упаковок есть разные способы защиты от подделок. Этикетка должна быть наклеена ровно, без складок. У некоторых производителей оригинальность продукции можно проверить на сайте.
4. Не экономьте. Если в каком-то месте антифриз стоит значительно дешевле, это повод задуматься о его оригинальности. Сэкономленные деньги потом могут вылиться в дорогостоящий ремонт.
5. Покупайте в проверенных местах. Покупайте ОЖ в крупных магазинах или федеральных сетях. Как правило, они работают с официальными поставщиками. Это гарантирует оригинальность товара.