Как распознать сложную и глубоко скрытую поломку двигателя, которая не дает возможности дальше эксплуатировать автомобиль? Как на ранней стадии определить фатальный износ двигателя и заранее подготовиться к дорогостоящему ремонту? Стоит ли доверяться мастеру или лучше проверить собственные технические познания? Рассмотрим на примере такой распространенной проблему, как провернутые вкладыши. Подробнее — на Авто Mail.
Самый дорогой и сложный в ремонте узел автомобиля — это мотор. Несмотря на старость конструкции, а двигатели внутреннего сгорания глобально не изменялись уже многие десятилетия, переменам подвергается лишь внешняя «архитектура», многие смотрят на железный блок в подкапотном пространстве, как на концентрат магии. Что там внутри — большой секрет. Кто виноват в такой технической деградации водителя? Счастливые годы, когда автовладелец обязан был знать лишь «адреса» для заправки и доливки омывающей жидкости, а все остальное отдавалось на откуп механику. Увы, те времена — в прошлом, сегодня подобный подход обойдется слишком дорого и оттого стал доступен не всем. Хочешь ездить за рулем — придется разбираться. Или платить. Третьего не дано.
Принцип работы ДВС, как уже было сказано, остается неизменным: смесь горючего и воздуха подается в камеру сгорания, где поджигается искрой со свечи, вследствие чего происходит взрыв, толкающий поршень в цилиндре вниз. Взрыв происходит в камерах попеременно, тем самым вращается коленчатый вал, энергия с которого транзитом через коробку передач передается на колеса. Сложно? Нет. Куда проще, чем объяснить: что же такое «криптовалюта» и откуда и, главное, за какие заслуги берется.
Что такое вкладыши и где они находятся
Естественно, в конструкции есть определенные хитрости, которые гарантируют долгий срок службы — тот самый моторесурс. Самые «тонкие» места любого механизма, и ДВС в данном случае не исключение, это точки, где один элемент трется о другой. Поршень о цилиндр, шатун о вал, вал об «постель» — специальное углубление в блоке, где, собственно, вал и располагается. Валы, будь-то распределительные или коленчатый, вообще очень нагруженные элементы, которые подвергаются значительному испытанию во время работы двигателя. Чтобы продлить срок службы коленчатого вала — дорогой и очень сложной в изготовлении железки, которая стоит в десятки раз дороже те же распредвалов, инженеры догадались положить на его «постели» специальные фрикционные накладки, которые снижают силу трения и тем самым продлевают срок службы элемента. Аналогичные приладили и на места крепления шатунов, через которые поршни толкают вал. Решение получилось надежным и очень долгоиграющим, поэтому его используют на всех без исключения двигателях в мире.
Почему проворачиваются вкладыши в двигателе
Со временем, в результате нагрузок, а также по причине регулярного использования некачественного моторного масла, вкладыши начинают изнашиваться. Просто истираться. Виноваты в скором выходе этого элемента из строя и сами инженеры, которые постоянно пытаются что-то доработать: сделать запчасть лучше, нанести на нее какие-то современные покрытия и многое другое. Получается, честно говоря, так себе: вечная гонка за повышением КПД мотора сделала и вкладыши, и сам коленвал куда менее надежными и ресурсными, чем его предшественники. Но основная вина, конечно, лежит на пробеге и водителе: экономия на обслуживании мотора с годами приводит к тому, что элемент, качественно не смазываемый, но постоянно подвергаемый нагрузкам, изнашивается и нуждается в замене.
Как понять, что вкладыши провернуло
Редкий элемент современного автомобиля, если он фирменный и качественный, тем более, установленный на заводе, ломается мгновенно и внезапно. Прелюдия обязательно будет, а как говорят опытные механики — хороший звук себя проявит. Независимо от опыта, знаний и наката, любой водитель заметит перемены в «музыкальном сопровождении» работы двигателя: если звук поменялся или, не дай Бог, появились какие-то новые шумы — это симптом неисправности. Износившийся вкладыш, даже если произошло чудо, достойное изучения, и вышел из строя только один из элементов «подвеса» коленчатого вала, тут же даст о себе знать. Сначала мотор будет издавать характерный стук при повышении нагрузки, потом — при запуске. Водитель тут же его услышит, если хоть на мгновение выключит радио или выйдет из машины. Такое пропустить физически невозможно. Если же с ушами проблемы, как и со вниманием, то подскажет приборная панель. В зависимости от марки или модели, на ней загорится индикатор. Обычно — масленка. Но появление подобного индикатора в тандеме со стуками, скрипами и скрежетами, говорит лишь об одном: двигатель надо немедленно заглушить, а следующий рейс автомобиль проведет уже на эвакуаторе прямиком в сервисный центр.
Что делать, если вкладыши провернуло
Такие симптомы, как стуки и звуки в двигателе, часто издаваемые провернувшимися вкладышами, говорит о необходимости вскрытия. Мастер послушает и вынесет свой приговор: разбираем. Обычно, мотор, ради удобства работы, целиком снимают с машины, разбирают и находят то, что находят: шатающийся на своем месте коленвал. На шейках — местах соединения с постелями и клапанами — задиры. Сами вкладыши — как фольга, бледное напоминание об изначально толстой достаточно проставке. Фатальна ли ситуация? Если заметили вовремя — нет.
Неглубокие задиры на коленвале уберут фрезеровкой, а разницу компенсируют новыми ремонтными вкладышами — они толще, чем стандартные, так что особых изменений для мотора не будет. Сам по себе коленчатый вал, его конструкция, такие восстановительные процедуры подразумевает, запас заложен с завода. Так что расточат, заменят вкладыши и поставят на место — еще послужит.
Отправляя автомобиль на такой ремонт, владелец должен понимать: это, называя вещи своими именами, переборка двигателя. Мотор снимут и разберут. Чтобы два раза не платить за работу механика, стоит параллельно сделать сразу несколько операций: проверить и расточить, если надо, то и гильзовать цилиндры, проверить и по необходимости заменить поршни и шатуны, всегда менять кольца, проверить распределительные валы и клапаны, фрезеровать по необходимости ГБЦ. Эти работы и запчасти не столь дороги, чтобы откладывать их «на завтра». Так же ремонт подразумевает замену всей «рассыпухи»: сальники, прокладки, болты и прочее меняется по умолчанию. Естественно, подлежит замене и ремень ГРМ, и помпа. Собираем по факту обновленный мотор — не стоит экономить на «спичках».
Во сколько обойдется ремонт?
Дорого. Такая работа будет стоить дорого. Средний ценовой диапазон, если речь про тривиальную корейскую или японскую машину, колеблется в районе 150 000 рублей.
Как сэкономить? Во-первых, самостоятельно купить запчасти — СТО на этом тоже захочет заработать. Во-вторых, попробовать самостоятельно договориться с мотористом, чтобы он сделал работу «на выезде», предварительно разобрав мотор, это не так сложно, как собирать. Так же можно отыскать специалистов, которые фрезеруют и точат автомобильные детали и договориться с ними о работе. Это тоже будет существенно дешевле, чем отдаваться в руки автосервиса.
Как говорят автомобильные форумы, минимальная стоимость переборки полуторалитрового японского мотора, когда автовладелец делает большую часть работы сам, может стоить около 60 000 рублей. Но в эту сумму удастся уложиться только в одном случае: водитель вовремя услышал или почувствовал неисправность и оперативно решился на вскрытие. Иными словами, мотор не успел сам себя размолотить. Добрый дружеский совет: включайте радио не сразу, дайте двигателю сутра немного пожаловаться на свою тяжелую жизнь — эта простая процедура может крепко сэкономить семейный бюджет.