Водителю важно понимать, при каких неисправностях автомобиля можно продолжить движение, а когда необходимо остановиться и вызвать эвакуатор. В этой статье разберемся в причинах появления скрипа в переднем колесе, методах диагностики и способах профилактики. Поможет в этом Григорий Погосов — владелец автомастерской.
Как устроена подвеска легкового автомобиля
Подвеска автомобиля — это набор деталей и узлов, которые соединяют кузов с колесом. Она нужна для повышения комфорта при езде, снижения нагрузок на кузов при наезде на неровность, а также для большей устойчивости машины во время движения.
Что может скрипеть в переднем колесе при движении или торможении
Рядом с передним колесом находится много подвижных механизмов и деталей. При износе или повреждении они могут издавать различные звуки: скрип, скрежет, биение. Часть из них связана с поломкой механизма, поэтому продолжать движение нельзя. Некоторые скрипы просто вызывают раздражение и со временем могут пройти сами. Рассмотрим частые причины посторонних звуков.
1. Тормозные колодки
Первое, что приходит на ум, когда слышишь скрип, — изношенные тормозные колодки. На них есть специальные пластины, которые трутся о диск и пищат. Производители устанавливают индикационные пластины, чтобы водитель понимал, когда менять колодки.
Иногда при торможении можно услышать громкий скрежет. Это может говорить о том, что полностью стерлась накладка и о тормозной диск трется металлическое основание колодки. Это может произойти из-за износа или бракованной детали. Если вам попалась такая запчасть, накладка может отлететь сразу же после замены.
Еще одним источником неприятного звука от переднего колеса может быть застрявший мусор. Грязь или камни могут попасть между тормозным диском и защитным кожухом. Особенно это актуально в осенне-весенний период.
2. Амортизаторы и подвеска
Если во время движения по неровной дороге раздаются удары и скрипы, скорее всего вышли из строя амортизаторы. Они принимают на себя основную нагрузку и гасят удары при наезде на камни или «лежачие полицейские». Ресурс амортизаторов составляет в среднем 60—70 тыс. км. Понять, что скоро потребуется замена, можно по поведению машины. Вот несколько пунктов:
- Появляется стук при движении. Это происходит из-за того, что изнашиваются втулки и подушки, через которые амортизатор крепится к автомобилю.
- При пересечении неровного участка дороги слышен скрежет и заметно увеличивается раскачка автомобиля. Такая ситуация возникает от того, что на шток амортизатора налипают грязь и песок. Постепенно они разрушают сальники, и амортизатор начинает течь.
- Уменьшается клиренс автомобиля. Это симптом просевших пружин. У амортизатора уменьшается рабочий ход, из-за этого могут происходить удары по отбойнику.
Посторонние звуки могут появляться при неисправности других элементов подвески. Шаровые опоры, рычаги, рулевые тяги — поломка этих деталей вызывает не только дискомфорт, но и может создать аварийно опасную ситуацию.
Если во время поворота руль начинает болтаться и издавать скрежет — скорее всего, изношены рулевые наконечники. Ездить на такой машине опасно, поскольку рулевой механизм может заклинить в любой момент.
Стук может указывать на то, что повреждена шаровая опора. Этот элемент соединяет рычаг подвески и ступицу. Ломается она из-за того, что повреждается пыльник и вытекает пластичная смазка. В лучшем случае вам будет мешать постоянный стук, в худшем — может оторваться колесо.
3. Подшипники
Скрип может возникать не сразу с началом движения, а при увеличении скорости. Чаще всего это связано с износом ступичного подшипника. Четкого регламента обслуживания этой детали нет. Срок службы зависит от того, в каких условиях используется автомобиль. Если машина часто попадает в ямы или проезжает по лужам, то срок службы может сократиться до 15—20 тыс. км. При спокойной езде по ровной поверхности подшипники могут служить до 100 тыс. км.
4. Сайлентблоки
Одна из распространенных причин скрипа — износ сайлентблоков. Это резино-металлические или полиуретановые детали, которые нужны для того, чтобы рычаги, рессоры или другие элементы подвески могли двигаться. Дополнительно сайлентблоки гасят часть вибраций и добавляют комфорта машине.
Основная причина скрипа — это износ и неправильная установка. Обычно детали служат 50—60 тыс. км, но многое зависит от манеры вождения и условий эксплуатации. Понять, что сайлентблоки пришли в негодность, можно по следующим признакам:
- при осмотре видны трещины и повреждения;
- машина становится валкой, плохо реагирует на движение руля;
- появились скрипы при езде;
- появляется вибрация при движении автомобиля.
Менять испорченный сайлентблок лучше сразу. Стоят они недорого, но если затянуть с заменой, то могут пострадать соседние узлы подвески.
5. Перекачанные шины
Если скрип возникает, когда машина входит в поворот, одной из причин могут быть перекачанные шины. Обычно производители рекомендуют накачивать покрышки до 2,2 атм. Если давление будет выше, например 2,7 атм, пятно контакта колеса с дорогой станет меньше. Шины как бы проскальзывают, и из-за этого возникнет скрип. Что-то похожее можно наблюдать во время просмотра гонок.
Причины скрежета в левом или правом колесе при поворотах
Еще один распространенный звук в автомобиле — скрежет. Возникать он может и при повороте колеса, и при движении прямо. Обычно скрежет появляется в тех местах, где плотно соприкасаются несколько металлических элементов.
1. Гидроусилитель руля
Гидроусилитель руля (ГУР) облегчает управление автомобилем. Благодаря ему вращать руль намного легче. Достаточно надежный узел, но все же требующий к себе внимания. Необходимо следить за рабочей жидкостью и при необходимости доливать до уровня. Использовать можно масло только того же цвета и состава. При повороте колес допускается незначительный гул, но если слышен скрежет — это уже поломка.
Понять, что ГУР скоро выйдет из строя, можно по следующим признакам:
- руль стало сложно поворачивать;
- руль стал медленно возвращаться в нулевое положение;
- появилась сильная вибрация на неровной дороге;
- увеличился люфт;
- машину уводит в разные стороны при движении по ровной дороге.
2. Рулевая рейка
Она нужна для того, чтобы передать поворот руля колесам. Рулевой механизм состоит из руля, рулевой колонки, карданного вала и механизма «шестерня — рейка», к которому присоединены рулевые тяги. Причинами износа рейки могут быть использование автомобиля на неровной дороге, попадание воды в механизм, долгое отсутствие обслуживания и механические повреждения.
Если во время вращения рулевого колеса вы слышите скрежет, одной из его причин может быть неисправность рулевой рейки. На то, что узел вышел из строя, могут указывать:
- вертикальный люфт рулевого колеса;
- сильные удары в руль при проезде неровностей;
- подклинивание руля;
- ошибка на панели приборов.
Пользоваться автомобилем с неисправной рулевой рейкой категорически запрещено, потому что она может заклинить в любой момент.
3. Колеса большого диаметра
В погоне за красотой автомобиля водители устанавливают колеса большого размера. Когда машина едет по ровной и прямой дороге, посторонних звуков нет. Но стоит повернуть колеса, как раздается скрежет. Такое может произойти, если шины задевают внутреннюю часть арки. Неприятный звук может возникать и при наезде на неровности, когда амортизатор автомобиля сжимается и колесо уходит глубже в арку.
Что делать, если в переднем колесе появился скрип
При появлении скрипа в переднем колесе желательно сразу обратиться в сервис. Там вам смогут точно и быстро назвать причину постороннего звука. Если у вас нет возможности поехать на СТО, вот список того, что можно проверить самому:
1. Тормозные колодки. Если остаток накладки меньше 10 мм, то необходимо их заменить. Причем менять колодки нужно одновременно на всех колесах.
2. Тормозные диски. Любые повреждения могут вызвать разрушение диска, что приведет к полному отсутствию тормозов.
3. Защитный кожух. Во время езды между ним и тормозным диском может застрять мусор, который и будет вызывать скрип. Кожух может загнуться, и тогда он начнет тереться о диск. Исправить это можно своими руками.
4. Амортизаторы и подвеску. Если скрип появляется только во время движения по неровной поверхности, то, скорее всего, неисправность в подвеске. Проверьте пружины, амортизаторы, (шарниры равных угловых скоростей) ШРУСы и сайлентблоки. Лучше ставить новые детали, а не пытаться восстановить старые.
5. Суппорты. Посмотрите на направляющие и пыльники. Если они повреждены или изношены, колодки могут неправильно прилегать к тормозному диску. Нужно заменить все резинки, смазать механизм и прокачать тормоза.
Методы диагностики скрежета в переднем колесе
Прежде всего нужно определить, откуда исходит звук и в какой момент он возникает. Для этого нужно проехать по грунтовой дороге в тихой местности. Скрежет может появиться во время движения, при торможении или при повороте руля.
Если скрежет возникает при повороте руля, проверьте уровень жидкости ГУР, осмотрите шланги системы на герметичность, посмотрите, сухая рулевая рейка или нет, проверьте состояние рулевых тяг. Если проблема в рулевом механизме, автомобиль использовать нельзя ни по правилам дорожного движения, ни по соображениям безопасности.
При полной выработке накладок тормозных колодок будет слышен скрежет во время торможения. В этот момент металлическое основание будет тереться о тормозной диск. Это может привести к перегреву диска и его деформации. Помимо этого, может выдавить тормозной цилиндр, и тогда вы останетесь без тормозов.
Скрежет и хруст могут появляться при повреждении ШРУСа. Чтобы проверить это, нужно осмотреть пыльники и соседние детали. Если вы увидите большое количество смазки рядом с приводами, скорее всего ШРУС придется менять.
Профилактика поломок в подвеске легкового автомобиля
Все узлы и агрегаты автомобиля имеют свой ресурс. Можно завести журнал или файл, в который вы будете записывать, что и когда отремонтировали и установили на автомобиль. Чтобы избежать посторонних звуков в машине, рекомендуем следовать нескольким советам:
1. Следите за тем, сколько прошли тормозные колодки и диски. Исправная тормозная система может спасти вам жизнь.
2. Регулярно осматривайте автомобиль на подъемнике. Так вы будете контролировать состояние сайлентблоков, пыльников, рулевых наконечников и рычагов.
3. Осматривайте автомобиль на наличие протечек во всех системах. Если в какой-то из них не будет хватать жидкости, то система может отказать.
4. Проверяйте уровень тормозной жидкости и жидкости ГУРа.
5. Вовремя меняйте изношенные детали. Не стоит ждать их поломки.
6. Старайтесь передвигаться на автомобиле плавно. Агрессивная манера езды существенно снижает ресурс всех деталей машины.
7. Тщательно мойте автомобиль, особенно зимой. Пыль, грязь, реагенты сокращают срок службы сайлентблоков и пыльников.
8. Покупайте запчасти у проверенных производителей.
Советы и рекомендации эксперта
О том, что делать, если появился посторонний звук в районе передних колес, мы поговорили с Григорием Погосовым. По его словам, нужно знать, как звучит ваш автомобиль, и всегда обращать внимание на новые звуки. Скрип, вой, скрежет — все это говорит о том, что какой-то механизм скоро может выйти из строя. Чем раньше обратить на это внимание, тем дешевле будет ремонт.
«Заменить колодки гораздо дешевле, чем менять или протачивать тормозные диски. То же самое можно сказать и про рулевую рейку, сайлентблоки, подшипники. К тому же часть проблем можно решить самому, если у вас есть домкрат, набор инструментов и знания. Без знаний лучше не лезть, можно сделать только хуже. На мой взгляд, дешевле диагностика, чем потом оплата эвакуатора и серьезного ремонта», — прокомментировал Григорий Погосов.
По словам эксперта, самый простой способ избежать поломок — это покупать качественные запчасти и соблюдать рекомендации по замене деталей.
Что нужно запомнить на случай появления скрипа в переднем колесе
Если вы услышали скрип или скрежет в переднем колесе, начните поиск проблемы с этих пунктов:
- определите, откуда исходит звук;
- определите, в какой момент появляется скрип или скрежет;
- проверьте состояние колодок и суппортов;
- проверьте защитный кожух на наличие мусора;
- проверьте рулевую рейку на наличие течей;
- проверьте уровень жидкости в ГУРе и состояние бачка;
- проверьте состояние пыльников на ШРУСе и наличие смазки на соседних деталях;
- обратите внимание, как крутится руль;
- обратитесь в автосервис.