Заявиться на ралли «Шелковый путь» на стандартном внедорожнике Tank 300 City? Звучит безрассудно, но от таких предложений не отказываются. Конечно, да! Визит в спортивную клинику, получение медсправки для допуска к соревнованиям и гоночной лицензии — и вот мы с Владимиром Мельниковым из «Авторевю» уже сдаем спортивные сумки в багаж, чтобы прилететь в Томск и с головой окунуться в 11-дневную авантюру, ставшую главным приключением лета.
Наши внимательные читатели знают, что мы не просто добрались до финиша «Шелкового пути» в зачете Гранд Тур (он проводится для серийных или близких к этому полноприводных машин), а смогли отвоевать третье место — о всех спортивных перипетиях и огромном штрафе в 2,5 часа я уже подробно рассказывал. А теперь — самое время рассказать, как устроена изнутри главная гонка на территории России.
Что такое ралли-рейд
Если у вас в голове всплывают эффектные кадры, где гоночные «КАМАЗы» прыгают над песчаными дюнами и вздымают клубы пыли, сквозь которые потом пытаются продираться мотоциклисты и гонщики на багги и внедорожниках, то… вы абсолютно правы! Ралли-рейд — это сотни километров по полям, лесам, горам, пустыням и прочим отдаленным местам, где едва ли кому-то, кроме энтузиастов, придет в голову проводить соревнования.
Таких энтузиастов на юбилейное издание ралли «Шелковый путь» (в этом году оно отмечает свое 15-летие) собралось немало — на старт заявилось 82 экипажа в зачетах грузовиков, мотоциклов, внедорожников, багги, квадроциклов, из которых внушительный караван в 25 машин пришелся на наш зачет «Гранд Тур»!
Маршрут главной гонки на территории России тоже был новым — на этот раз «Шелковый путь» не ограничился лишь нашей страной, как было в прошлом году. Старт — в Томске, финиш — в Улан-Баторе, столице соседнего государства Монголия. Итого — 5 с лишним тысяч километров. Преодолеть их предстояло за 11 дней, причем большая часть дистанции пришлась на монгольские степи и полупустыни. Дистанция вполне стандартная для подготовленной к ралли-рейдам техники, но для «Гранд Тура» она оказалась меньше всего на 700 км!
«Гранд Тур» — это не только туризм
Зачет «Гранд Тур» создан для серийных машин, хотя объем доработок тут не ограничен ничем — главное, чтобы была полноприводная трансмиссия, а запас хода составлял примерно 700 километров (разумеется, все берут с собой канистры с топливом).
По замыслу организаторов в «Гранд Тур» должны заявляться те экипажи, которые хотят ощутить на себе атмосферу ралли, посмотреть, чем на гонках занимаются спортсмены-профессионалы и как устроена гоночная техника, а заодно насладиться красотами труднодоступных мест, куда без сопровождения лучше не соваться.
Тем интереснее, что борьба в Гранд Туре кипела до самого финиша! Главным отличием от прошлогоднего издания (Гранд Тур в рамках «Шелкового пути» проходил лишь в третий раз) стали спецучастки: 759 километров мы ехали по тем же полям, лесам, пескам и камням, что и «взрослые».
Это тут же раскололо Гранд Тур на два лагеря — первая половина на стандартных кроссоверах Nissan X-Trail, Jaecoo J8 и Jetour T2 пыталась просто добраться до финиша без приключений, а лидеры на подготовленных внедорожниках Tank 300 и Toyota Land Cruiser устроили настоящее «рубилово» за победу.
Наш же с Владимиром Мельниковым (корреспондент «Авторевю» и автоблогер) серийный Tank 300 City из пресс-парка по возможностям техники оказался где-то строго посередине. Тем удивительнее было, что по итогам сложнейшей гонки всю первую тройку составили именно практически стандартные «трехсотки».
Про объем доработок мы уже писали — по сути, все свелось лишь к установке защиты двигателя и коробки передач, экспедиционного багажника и шин Kumho категории All-Terrain. Но была пара «трехсоток» на подвесках с выносными резервуарами — такие амортизаторы лучше держат нагрузки на пересеченной местности. Как вышло, что грозные соперники в итоге оказались позади? Все дело — в штрафах!
Время — главный ресурс
Весь ралли-рейд живет по жесткому графику с четким расписанием. Каждый вечер, в 20 часов — обязательный брифинг для всех участников, где требуется присутствие всех членов экипажа (они расписываются в ведомости). Объявляется стартовый лист с четким таймингом, когда машина должна покинуть бивуак. Что будет, если опоздать? Верно — штраф!
Утром выдается святая святых каждого ралли — контрольная карта, где ставятся судейские отметки и фиксируются все прибытия на пункты КВ (контроля времени). За ее утерю предусмотрен солидный штраф. И, конечно, не денежный, ведь главное на ралли — это те часы, минуты и секунды, которые будут стоять в итоговом протоколе напротив каждого экипажа. И в эту сумму входят не только результаты на каждом из спецучастков, но и начисленная пенализация, которая зачастую и решает судьбу победы.
Причем начислить штрафное время могут не только за нарушения на спецучастках. Как бы странно ни звучало, но даже в «боевом» режиме очень жестко караются превышения скорости, ведь для участников «Гранд Тура» в целях безопасности установлен лимит 80 км/ч, потому что машины не оснащены каркасами безопасности, а экипаж избавлен от необходимости ездить в защитной экипировке.
Львиная же доля пробега — это движение по дорогам общего пользования, где главной задачей является соблюдение ПДД. В каждой машине — GPS-трекер, который беспристрастно фиксирует любое превышение скорости. И в случае злоупотребления можно нарваться на солидную прибавку драгоценного времени к результатам.
Зачем спешить вне спецучастков? Все просто — на прохождение дорожных секций тоже есть отведенное время. И зачастую этот норматив таков, что едва успеваешь сбегать в туалет после финиша — нужно сразу ехать на бивуак без лишних остановок. Иной раз мы прибывали на КВ с запасом буквально в 3−4 минуты…
Для чего нужен штурман?
Штурман в ралли-рейдах — это если не 90 процентов успеха, то как минимум половина! Никаких навигаторов здесь нет, а дорожные книги выдаются лишь за несколько минут до старта. Там указаны лишь некоторые ориентиры, из-за чего ориентирование на спецучастках может быть весьма проблематичным — на одном из них заплутал добрый десяток участников «Гранд Тура», причем из числа лидеров!
Важно четко отсекать «позиции» в дорожной книге по километражу — у опытных экипажей даже стоят специальные штурманские приборы TverTrip. Мы же довольствовались приложением для смартфона с похожим функционалом, ехать порой приходилось просто по приблизительному курсу — считай, по компасу.
«Через 2 километра развилка правее, по курсу 120, дальше яма-два, ближе к позиции продублирую….», — так выглядит примерно одна позиция из множества в дорожной книге. И, конечно, бывает, что и пилот рулит не в ту сторону, и штурман «промаргивает» что-то важное.
К счастью, мы хотя бы не свалились в обрыв и не «ушатали» подвеску в очередной промоине, да и атмосфера в экипаже не дошла до кипения — в столь длительной гонке важно сохранять позитивный настрой и не «поубивать» друг друга за мелкие ошибки.
И чем ближе к финишу, тем сложнее — накапливается и усталость от долгих перегонов, и недосып, и недовольство каким-то решениями или результатами. А сама гонка превращается в череду «дней сурка», когда не помнишь ни спецучасток накануне, ни дорожную секцию — все сливается в единую картину: проснулся, собрался, запихнул все в машину, весь день куда-то едешь, снова очередной лагерь, сделал все необходимое, лег спать…
Как устроен быт на ралли
Ждать посреди монгольской пустыни пятизвездочный отель достаточно наивно — обычно участники «Шелкового пути» ночуют прямо на бивуаке в палатках. Организация — выше всяких похвал! Лагерь перевозят несколько грузовиков, а к прибытию экипажей уже все готово — зоны размещения команд, дозаправки, мойки, душевые, пресс-центр (с быстрым доступом в Интернет), медицинский центр, столовая. Для всего этого задействована не одна сотня людей…
Главное — вовремя прибыть и сдать контрольную карту. Затем — мойка машины. Для этого оборудованы специальные места с аппаратами высокого давления, доступные всем участникам. К счастью, особенных очередей нет — как раз из-за того, что есть стартовая ведомость, где экипажи стартуют с минутным интервалом, поэтому и прибывают на бивуак они достаточно равномерно.
Обязательный пункт — дозаправка. Топливо привозят в больших цистернах местные партнеры ралли. Перед длительными перегонами мы не только заполняли под завязку бензобак нашего Tank 300, но и две канистры по 15 литров — расход топлива у «трехсотки» довольно приличный, а перегоны могут быть и под 600 километров.
Дальше — походный душ в шатрах, обязательный вечерний брифинг и ужин. Кстати, кормят на «Шелковом пути» очень вкусно! Причем почти круглосуточно — завтрак доступен уже с 3 часов ночи, когда начинаются просыпаться (если они вообще успели поспать) механики команд и службы, которые потихоньку разбирают бивуак, чтобы перевезти его на следующую точку. А заканчивает работу кейтеринг же глубоко за полночь.
Горячие блюда есть всегда, причем на выбор, а на территории России с нами путешествовали даже холодильники с мороженым! В дорогу дают сухпаек, хотя воспользоваться им не слишком-то успеваешь из-за крайне напряженного расписания. И, наконец, после ужина ставишь палатку, неизменно в паре десятков от очередного дизель-генератора.
Под звуки кувалды и гайковерта отрубаешься, чтобы проснуться через 4−5 часов, вытряхнуть пыль и песок, затолкать все в машину и приготовиться к следующим нескольким сотням километров, где может поджидать что угодно — острый камень, который пробьет колесо, очередной квест от организаторов, за выполнение которого участники «Гранд Тура» могут получить дополнительные баллы, или спецучасток с коварной навигацией, способный перемешать всю турнирную таблицу.
И не зря один из слоганов ралли-рейда «Шелковый путь» звучит так: «Больше, чем гонка. Ярче, чем приключение». Тут мне снова живо вспомнился «Дакар», на котором я был еще 13 лет назад. За две недели устаешь и физически, и морально. Но уже на следующий день после этого марафона хочется все повторить. Обязательно это сделаем при первой возможности!