Как говаривали знатоки, съевшие пуд соли на ремонте автомобилей разной степени исправности, хороший звук себя проявит. А нехороший — тем более. Долгий и бесполезный визг вращающегося стартера, который в итоге не приводит к пуску двигателя — это симптом. Симптом неисправности, который придется сначала найти, а потом и устранить. Сделать это намного проще и дешевле, если знать возможные причины, по которым стартер крутит, но машина не заводится. О том, как быстро и эффективно устранить неисправность двигателя, если долго крутит стартер — на Авто Mail.
Первое и обязательное действие в ремонте — локализация неисправности. Просто, да не совсем: чем подробнее будет описание «недомогания», тем проще и быстрее найдется ответ. Кстати, во многих вопросах совсем не обязательно немедленно обращаться на станцию технического обслуживания: львиная доля поломок автомобиля решаема своими руками, с привлечением родни и друзей или, на самый крайний случай, опытного соседа по гаражу. Случай, когда стартер крутит, а машина не заводится — один из таких. Перед тем как раскладывать инструмент и бросаться в пучину интернета за советами, разберем каждую из возможных причин, по которым «кручу стартер, а машина не заводится».
Происходящее в подкапотном пространстве многим воспринимается, как магия, деятельность высших сил и совершенно ненужные для ежедневного существования процессы. Пешеход может себе такие мысли позволить, водитель — нет. А уж обладатель подержанного, уже проехавшего свои первые сотни тысяч километров по российским дорогам автомобиля — не может в квадрате.
Как устроен двигатель автомобиля
Уже вторую сотню лет человечество активно эксплуатирует двигатель внутреннего сгорания, коренным образом не меняя его устройство: что на «Полуторке», что на новенькой Kia ДВС работает по одному и тому же шаблону — меняются лишь навесные агрегаты и элементы, а сам мотор мало отличим.
Принцип работы и вовсе един и нерушим: в камеру сгорания подается воздушно топливная смесь, поджигаемая искрой, которая взрываясь приводит в движение поршни на шатунах, что в свою очередь крутят коленвал, с которого через определенный набор шестеренок, именуемых коробкой передач, передается крутящий момент на колеса. Вот и всё, собственно.
Чтобы мотор запустить, нужно придать вращение коленвалу: помните, в старых фильмах это делали вручную специальным ключом, именуемым в простонародье «кривым»? Силенок провернуть мотор хватало не всем, да и делать это в костюме или, тем более, платье — откровенный моветон. Вот тогда и задумались о том, чтобы приспособить компактный, но мощный электродвигатель, способный самостоятельно «оживить» двигатель. Так на автомобилях появился стартер.
Следующий вопрос просто обязан быть таким: а чему здесь, собственно, ломаться? По какой такой причине столь простая и оттого невероятно надежная конструкция может испытывать недомогания и перестать выполнять свою функцию? Какие могут быть причины, что стартер крутит, а машина не заводится?
Почему стартер крутит, а машина не заводится: основные причины
Стартер представляет собой классический электромотор, который, получив напряжение, раскручивается сам и раскручивает маховик коленвала, запуская двигатель. Крутить ручку уже не нужно — все сделает наука и электричество.
Откровенно говоря, поводов так себя вести у двигателя немало. Начнем с простого: а бензин-то есть? Бывало и такое, что датчик уровня топлива отчаянно врет, а весь ремонт сводится к заправке пары литров горючего. Но подобное, увы, случается нечасто. Гораздо популярнее другие, куда более сложные в ремонте причины.
Но для начала нужно себя поздравить с тем, что стартер вообще крутит — это немаловажное умозаключение, говорящие об отсутствии сразу двух поводов для головной боли: во-первых, стартер работает, а во-вторых, мотор у нас не заклинил. Заклинивший двигатель стартер провернуть не в силах, поэтому либо беспомощно гудит, либо сразу сгорает. У нас же есть звук — и это очень хорошо.
1. Неисправность стартера
Раз ответственный за запуск двигателя определен, то и диагностику следует начать с него: стартер крутит или щелкает? Если первое — пациент жив, а второе означает потребность разбираться. Устройство автомобильного стартера не слишком сложное, а визуальный вид зачастую дает ответы на многие вопросы: окислы есть? А запах горелого? Может быть нагар? Было ли в истории автомобиля погружение в лужу или, что куда чаще, отчаянная мойка двигателя под напором?
Ответ на каждый из этих вопросов позволит дать ответ: машина не заводится из-за неисправности стартера или по другой причине? Кстати, такой узел в России весьма успешно и по вполне приемлемой цене перебирают, так что не стоит торопиться и сразу покупать новый. Оригинальный, установленный на заводе стартер куда лучше любого аналога.
2. Неисправные щетки
Если уж узел щелкал или молчал вовсе и оттого был приговорен, повторюсь, выкидывать его рано. Более того, везти на тотальный «ребилд» — тоже. Первым делом стоит проверить щетки, которые есть у любого электродвигателя, и наш «пациент» не исключение: щетки легко меняются, стоят копейки и продаются на любом маркетплейсе. Возможно, именно их замена позволит решить проблему тяжелых пусков или отсутствия оных вовсе. После — два составляющих стартера: бендикс, он же обгонная муфта, и втягивающее.
3. Бендикс
Вот так выглядит бендикс во всей своей красе: на фото хорошо видна шестерня зацепления, которая и должна, мановением втягивающего, зацепится за муфту маховика, передать тому крутящий момент и, тем самым, запустить двигатель.
Именно он ответственен за передачу крутящего момента на коленчатый вал через маховик. В момент поворота ключа в замке зажигания обгонная муфта смещается чуть в сторону и зацепляется за шестерню маховика, передавая вращение. Следовательно, если стартер крутится, а зацепления за маховик нет — мотор не заведется. И не важно, инжектор или стартер, коленвал в движение не придет. Как раз наш случай: стартер крутит — двигатель не заводится.
4. Втягивающее реле
Реле найти несложно, поскольку оно располагает на корпусе стартера, на него идет провод. По факту, это электромагнит с сердечником, который замыкает контакт и двигает бендикс в сторону маховика. Если стартер вообще не подает признаков жизни — чаще всего это неисправность именно втягивающего реле. Но если крутится или щелкает — оно исправно.
5. Аккумулятор
Зачастую именно он, автомобильный аккумулятор, становится причиной сложностей и тяжелого пуска двигателя. Почему? Пусковые токи, если батарейка хоть один раз полностью разряжалась, становятся ниже, зачастую, недостаточные для запуска ДВС.
В трех случаях из четырех именно АКБ становится причиной, по которой стартер крутится, а двигатель не заводится. Для начала стоит внимательно осмотреть на наличие окислов не только клеммы, но и крепление массы к кузову, которая находится непосредственно под аккумулятором.
Завидев «ржавый стог» вокруг болта и провода, не поленитесь хорошенько все вычистить, включая и сам болт, а после залить диэлектрической смазкой. Поможет. Второй вариант — тока недостаточно. Если батарейка разряжена, стартер будет крутиться медленно. Или пусковой ток недостаточный, что происходит из-за частых полных разрядов автомобильного аккумулятора. Три-четыре раз — и он уже не запустит мотор. Проверить этот пункт несложно: мультиметр и память помогут, а зарядка старого или покупка нового аккумулятора зачастую решат проблему.
Пройдя этот путь — назовем его «путь Стартера» — до конца, следует успокоиться, выдохнуть и принять, как данность: стартер крутится, он исправен, но машина не запускается. Проблема глубже, но найти ее мы обязаны. Иначе ездить на автомобиле нельзя.
6. Неисправность бензонасоса
Бензонасос в процессе работы, как и любой двигатель, нагревается, а охлаждается исключительно проходящим через него горючим. Если последнего недостаток, о чем на приборной панели заявляет соответствующая лампочка, моторчик постоянно работает на пределе и не получает нужного охлаждение. Как следствие, имеет все причины внезапно выйти из строя.
Бензонасос — узел с непонятным ресурсом. С одной стороны — может ходить вечно, с другой — любовь к езде на «лампе», грязный фильтр и бензобак, вода и далее по списку существенно сокращает его ресурс. Иногда — до нескольких тысяч километров.
Чтобы мотор завелся, нужна искра, воздух и топливо. Причем сразу втроем, а не по отдельности. Поэтому долгий и бесславный гул стартера на фоне молчащего бензонасоса — его работу обычно слышно, не из салона, так с улицы — может быть истинной причиной проблемы. Да-да, все очень просто: нет топлива, нет и запуска двигателя. А стартер исправно крутится, к нему вопросов нет и быть не может.
7. Неисправность дроссельной заслонки
Аналогично — и с дроссельной заслонкой. Если по какой-либо из причин топливная смесь не смешивается, смешивается неверно или вовсе не поступает в камеры сгорания — запуска двигателя не будет. Кстати, чтобы не получить самый глупый гидроудар в истории — наполнить камеры бензином и, сдавив его поршнями, разрушить ГБЦ — лучше излишне долго стартером не крутить. Беда будет — переборка двигателя.
8. Неисправность датчика положения распредвала
Датчик положения распредвала — важнейший элемент современного ДВС, без которого он ни заводиться, ни корректно работать не будет. Велик соблазн при поломке заменить его на дешевый аналог, но толку это не даст: увы, служить долго будет исключительно оригинальная деталь.
Один дешевый и легкий в доступе датчик, который меняется с помощью обычной крестовой отвертки примерно за 4−6 минут без всяких разборов и сложностей, регулярно дает о себе знать на подержанных машинах. Его можно проверить с помощью мультиметра, но самый простой и проверенный способ — найти соседа на аналогичном автомобиле и быстро перекинуть. Заведется — проблема найдена. Осталось купить новый и забыть о крутящемся в пустоту стартере, который не заводит двигатель. Кстати, если однажды было замечено, что автомобиль «на холодную» запускается спокойно, а на горячую долго крутит — то искать никого не надо, диагноз поставлен верно, а в неприятной ситуации виноват именно ДПРВ.
9. Нет компрессии
Крутящий стартер при отказывающимся заводиться моторе может в том числе быть причиной фатальной поломки, устранить которую в условиях гаража почти невозможно. Стартер может свободно крутиться, но если в цилиндрах нет компрессии — мотор не заведется. Отсутствие самой возможности создать давление — дыры, глубокие повреждения, сломанные кольца и так далее — повод или перебирать, или менять мотор. Но такие беды в одно мгновение не приходят — это следы долгой и неправильной эксплуатации, в один миг, да еще не и незаметно для водителя, подобная беда возникнуть не может. Впрочем, замер компрессии сделать никогда не рано: подобная процедура стоит недорого, предоставляется на любом СТО и позволяет определить степень износа цилиндро-поршневой группы. Важное знание в наш век подержанных автомобилей и очень дорогого их ремонта.
10. Иные причины, по которым стартер крутится, а двигатель не заводится
Причин, чтобы не завестись, у мотора множество. От недостатка воздуха до недостатка бензина. Кстати, последний слишком часто становится первопричиной всех бед с пуском: либо само горючее не выдерживает никакой критики, либо его давление в системе, которое создается разом несколькими элементами — от бензонасоса до трубки.
Посредственный бензин, выход из строя катушки зажигания, проблемы со свечами и даже грязный воздушный фильтр могут быть причиной тяжелого пуска. Возможно, что в тандеме с подсевшим аккумулятором и не заведется. Но заряженная АКБ все же исправит дело, тяжело, подтраивая, двигатель оживет. Но есть причины, по которым мотор заводится не будет даже с исправным стартером и новой батареей.
Советы и рекомендации эксперта
Максим Затимов, технический специалист сервиса «Хонда Ровер Мини на Профсоюзной»: «Стартер крутит, а машина не заводится — довольно распространенный среди подержанных автомобилей симптом неисправности. Таких запросов и было, и будет немало, но решение, как правило — довольно простое дело для диагноста. Первым делом, надо, конечно, глянуть массу и клеммы, потом — посмотреть “а был ли мальчик”, вернее, бензин. Давление в системе, особенно у подержанной машины — величина непостоянная, может быть, а может и не быть. На некоторых моделях шалят дроссели, тоже надо посмотреть, вдруг там все грязью забито или наоборот, щели с палец. Если все на месте, а батарея аккумуляторная жива и здорово, то лучше сразу же проверить ДПРВ. Обычно, его кидают в снег или кладут в холодильник, чтобы он остыл, а потом пробуют завести. Есть контакт? Ну, значит, виновник найден. Он редко умирает прямо сразу, бесповоротно, какое-то время еще пытается сопротивляться. Это если идти по классическому пути. Например, на тех же Mitsubishi Lancer можно сразу, никуда особо не залезая, менять датчик — шальная деталь, регулярно вызывает проблемы, особенно, если стоит не оригинальная запчасть. На других машинах тоже свои “изюминки”. Но, как правило, этот вопрос решается оперативно, запчастей обычно ждать дольше, чем искать проблему. Была бы компрессия!».
Памятка автовладельцу: что делать, если стартер крутит двигатель, а машина не заводится
Важнейшим навыком шофера, его ключевым отличием от водителя и «наездника», является умение слушать, чувствовать и видеть, а также расшифровывать знаки, подаваемые автомобилем. Это непросто, не быстро и дано не каждому, но будет желание — обязательно получится. Не может не получиться. Поэтому каждому, кто желает разобраться в своей машине, понять ее и осознать потребности, реализация которых позволит и дальше обладать счастьем свободного передвижения и независимости, стоит иногда выключить магнитолу, отложить смартфон и сосредоточить глаза, уши и нос. Узнаете много нового о своем автомобиле.