Эксперт рассказал, зачем нужно чистить дроссельную заслонку

С какой периодичностью это следует делать при проведении техобслуживания автомобиля и как понять, что время для такой процедуры уже пришло
Удачин Сергей
Редактор Авто Mail

Чистка дроссельной заслонки — это необходимая периодическая процедура для двигателей внутреннего сгорания. О том, когда именно нужно ее проводить и почему вообще требуется вмешательство в работу этого узла двигателя, проекту Авто Mail рассказал руководитель отдела обучения НПК «Автоприбор» Артем Березин.

Дроссельная заслонка на белом фоне
Источник: BMW

«Дроссельная заслонка отвечает за подачу воздуха в камеру сгорания: когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка открывается, увеличивая объем воздуха. Одновременно электронный блок управления двигателя увеличивает и подачу топлива. Увеличение массы топливовоздушной смеси закономерно приводит к росту оборотов двигателя.

Существует два фактора, влияющих на загрязнение дросселя. Основной — маслянистый налет, образующийся в процессе работы системы рециркуляции картерных газов. И второстепенный — загрязненный воздушный фильтр, пропускающий микропесчинки и пыль во впускной коллектор.

Система рециркуляции направляет образующуюся при работе двигателя смесь из газов, масляной пыли и недогоревшего топлива обратно на дожигание. При этом, частицы такого тумана неизбежно оседают на внутренней поверхности заслонки, уменьшая пропускаемость и затрудняя работу движущихся частей.

Клиент автосервиса
Источник: Freepik

Процедура очистки дроссельной заслонки обычно не предусмотрена заводом изготовителем как обязательная при выполнении ТО, вместе с этим, она является популярной дополнительной услугой в автосервисах.

Поскольку на интенсивность загрязнения влияет ряд факторов, строгого регламента не существует. Рекомендуемой нормой считается каждое второе межсервисное ТО. Для атмосферных бензиновых двигателей это 20 000 км, для дизельных и турбированных моторов 15 000 км, а для спортивных автомобилей от 7 500 до 10 000 км.

Это связано с тем, что в турбомоторах из-за более высоких температур и давлений в системе впуска нагар на дроссельной заслонке может образовываться быстрее. Однако современные системы турбонаддува оснащены более эффективными системами очистки воздуха, что может снизить риск загрязнения.

Автосервис
Источник: legion-media / David Tadevosian

Симптомы, которые могут указывать на необходимость проверки узла:

  • Двигатель заторможенно реагирует на нажатие педали газа, ухудшается динамика. Либо, наоборот, при отпускании педали газа, динамика снижается менее интенсивно.
  • Обороты двигателя на холостом ходу начинают «плавать». А на малых оборотах и низких скоростях движения наблюдаются «подергивания» автомобиля.
  • Растет средний расхода топлива.

К причинам образования нагара также можно отнести использование низкокачественного топлива с примесями и отложениями, неисправности системы зажигания и конкретно пропуски, неисправная система рециркуляции отработавших газов», — объяснил эксперт.