Горючее дорожает день ото дня, и все больше автомобилистов начинают искать пути сэкономить: кто-то выбирает заправку попроще, где цены ниже, другие перестают использовать регламентированное топливо, переходя на бензин октановым числом ниже. Очень популярное в широких кругах мнение, что АИ-92, который стоит намного дешевле АИ-95, на практике от последнего ничем не отличается. Ну, будет чуть выше расход — все равно выгоднее. Увы, каждый из вышеописанных подходов является тактической экономии, которая в итоге приведет к стратегической проблеме. Подробнее — на Авто Mail.
В желании немного сэкономить нет и не может быть ничего постыдного: деньги любят счет. Другое дело, что экономия должна быть обоснованной, актуальной и не в ущерб безопасности. В вопросах эксплуатации и содержания автомобиля этот камень так часто встает углом, что в дело вступает другой знаменитый афоризм, имеющий, увы, слишком много примеров в повседневной жизни: «чтобы копейку сэкономить — и рубля не жалко». Случай с экономией на заправке машины — как раз из таких.
Первый и самый популярный способ — попытка выбрать заправку подешевле. Идиома о бесплатном сыре никогда и ничему не учит, поэтому водители по всей России заливают в бак откровенный контрафакт, да еще и в меньшем, чем куплено, количестве, после чего неистово страдают при ремонте, меняя различные, но всегда дорогостоящие элементы топливной системы. Увы, несетевые заправочные комплексы, часто принадлежащие частным владельцам, могут выжить и конкурировать с корпорациями исключительно методом продажи смесей, отдаленно напоминающих указанное на стелле топливо, или заливая в баки меньше, чем указано в чеке. Иногда способы «миксуют» ради увеличения прибыли.
Быстро осознав подвох, экономный водитель переключается на сетевые заправки известных брендов, но все еще надеется немного сократить чек: так в голову владельцев бензиновых машин приходит мысль о самостоятельном снижении октанового числа. Несмотря на требования производителей, которые обычно довольно строго описаны на лючке топливной горловины, жадность дело свое делает: в бензобаке оказывается совсем не тот бензин, который изначально был запланирован. И вот что будет дальше.
Почему не стоит экспериментировать с октановым числом бензина
Согласно манускрипту «Автомобиль М-21 “Волга” конструкция и техническое обслуживание» авторства В. И Борисова, А. И. Гора, А. М. Невзорова, Д. А. Рыбинского, В. С. Соловьева и Г. В. Эварта под редакцией главного конструктора Горьковского автомобильного завода А. Д. Просвирина, выпущенную в 1962 года Государственным Научно-Техническим Издательство Машиностроительной Литературы, двигатель на «Волгу» выпускался в двух вариациях: под 70-й бензин, и под АИ-80. Чем же отличались моторы? Ответ прост: степенью сжатия. В первом, назовем его условно, дефорсированном варианте, степень сжатия составляла 6,6, а во втором, условно форсированном, 7,5. Дело за малым: понять, что такое «степень сжатия».
Отвечаем: степень сжатия — отношение объема цилиндра в верхней мертвой точке к объему цилиндра в нижней мертвой точке. Очень понятно, не правда ли? На самом деле все проще: эта цифра означает, во сколько раз сжимается горючее во время работы двигателя. Чем выше октановое число бензина — тем сильнее его нужно сжать, чтобы он взорвался. Но ведь мы точно знаем, что воздушно-топливная смесь, согласно принципу работы двигателя внутреннего сгорания, должна детонировать не от сжатия, а от искры, что подается со свечи. Следите за руками: что будет, если бензин в камере сгорания начнет взрываться не от искры, подаваемой своевременно, а от сжатия? Абсолютно верно, мотор начнет трясти, детонировать, а все его внутренние составляющие начнут разрушаться изнутри вследствие некорректной работы.
Удар за ударом, повышенные нагрузки получат и поршни, и шатуны, и валы, и многое другое. Долго в таком режиме он не проживет. Завершая краткий историко-технический экскурс, следует подвести итог: выбор топлива для конкретного бензинового двигателя прямо следует из степени сжатия, заложенной в мотор. Собственно, чтобы узнать, можно ли заливать АИ-92 вместо АИ-95 или АИ-95 вместо, скажем, АИ-98, требуется лишь выяснить параметры конкретного ДВС. А именно — его степень сжатия.
Зачем производители повышают степень сжатия
Заговора и картельного сговора с производителями нефтепродуктов, как может показаться на первый взгляд, тут нет. Увеличивая степень сжатия, автопроизводители стремятся нарастить коэффициент полезного действия мотора, заставить его выдавать больше мощности при меньшем потреблении топлива, сжигать как можно больший процент воздушно-топливной смеси, выбрасывая как можно меньшее число полезных и, заметим, оплаченных «калорий» в атмосферу.
Правда, у этой бесконечной тяги к прекрасному есть и обратная сторона: с повышением степени сжатия, читай, форсированием двигателя, растут требования к обслуживанию и содержанию, а параллельно, но в геометрической прогрессии, снижается ресурс. Именно по этой причине высокофорсированные турбированные моторы не в состоянии выходить и половину того срока, что спокойно проезжал обычный атмосферный двигатель.
Какой бензин лучше заливать?
Тут все достаточно просто: если степень сжатия меньше или равна 10 — подойдет и АИ-92. Если же от 10 до 12 — только «девяносто пятый». Выше — АИ-98. От однократного, вынужденного применения бензина с более низким октановым числом, конечно, ничего смертельного и фатального не произойдет. Беда наступит при регулярном использовании топлива неверной марки.
Задумываясь об экономии топлива, следует в первую очередь проверить исправность мотора, убедиться, что нет неполадок, которые ведут к увеличенному расходу. Проверить тормозную систему, подклинивание которой также увеличивает потребление горючего. Обслужить, в конце концов, качественными расходниками: даже моторное масло способно увеличивать или сокращать «аппетит» двигателя. Затем, а может быть и параллельно, следует узнать о всех возможных акциях, бонусных программах и топливных картах, позволяющих существенно снизить стоимость топлива на привычной и проверенной заправке. Только два вышеописанных подхода позволят экономить на топливе без ущерба для автомобиля.