В XXI веке автовладелец твердо убежден, что диагностика ДВС — задача для профессионала, обладателя багажа знаний и опыта, а также целого арсенала узкоспециализированных приборов. В этом утверждении есть доля истины, но столь же верно и обратное: любому из нас под силу провести первичное исследование мотора, следствием которого может стать посещение СТО. А может и не стать. Для локализации проблемы или успокоения души понадобится лишь немного свободного времени и лист белой бумаги. А вот усилий и специнвентаря — не понадобится. Все очень просто.
Моторное масло является не только важнейшим элементом трудовой деятельности двигателя внутреннего сгорания, но и качественным индикатором его состояния. Оно может подсказать о необходимости обслуживания и ремонта раньше и точнее электронных гаджетов, нужно лишь знать подход. Опытные водители его знают: еще в 1948 году компания Shell презентовала очень простую, но качественную методику тестирования моторного масла и по сей день используемую по всему свету. Фокус был прост и понятен, оттого и невероятно актуален: на лист бумаги, желательно белой и чистой, нужно было уронить каплю моторного масла с щупа. Задача, посильная каждому без исключения. Прогреваем мотор до рабочей температуры и начинаем.
Во-первых, лишний раз вытащенный щуп — диагностика наличия и количества моторного масла. Если его недостает — дело «табак». Достаточно? Уже хорошо. Но надо бы посмотреть на консистенцию: если масло густое и падает на бумагу тяжелой каплей, читай, все нормально. Сумма возможного ремонта только что уменьшилась в разы. Если со щупа масло льется водой — стоит задуматься, а лучше — сразу заменить, не дожидаясь последствий. Далее следует изучить полученный «материал»: за пару часов на ровном месте масло впиталось в бумагу и оставило пятно, которое и следует внимательно разглядеть. Капля на бумаге однородна и черна только на первый взгляд: чуть подсохнув, она может показать великое множество различных недомоганий ДВС, а также позволит достаточно точно оценить состояние самого масла.
Первое, с чего стоит начинать любой анализ: блестит или не блестит. Иными словами, есть ли в остатках масла металлическая стружка. Если она там есть — дальше можно уже не смотреть, двигатель уничтожает сам себя, а ресурса хватит разве что для доезда до места будущего ремонта. Какой из узлов конкретно стачивается — уже не столь важно, поскольку мотор однозначно нужно разбирать, а столь сложная и дорогая операция — как по работе, так и по расходным материалам — наверняка вразумит поменять все изношенные и сомнительные элементы разом. Если «блесток» обнаружено не было, выдыхаем и приступаем к тому самому капельному тесту Shell.
Начнем с середины пятна: масло из любого подержанного и уже «повидавшего» мотора сформирует ядро, края которого (обычно черного цвета) говорят о содержании сажи, нагара и прочих элементов старения масла. Если пятна посередине нет — масло не справляется с одной из основных своих функций, моющей. Не надо в следующий раз такое покупать. Следующий круг подскажет о сроке службы моторного масла: чем он темнее, тем дольше оно находилось в работе. Важнейшим, пожалуй, является третий «круг» — контур пятна: если оно ровное, то масло однородно. Но если контур рваный, значит в масле есть вода, что говорит не только о необходимости скорейшей замены: двигатель, как закрытая емкость, набирает воду вследствие естественных физических причин. Да-да, конденсат может быть не только в карбюраторе, но и в самом моторе. Также важен размер пятна: если оно большое, то в масло попадает горючее — необходима профессиональная диагностика и выявление причин.
Не лишним будет, коль уж занялись самодиагностикой, применить и еще один простой прием: поднести салфетку к выхлопной трубе, несколько раз нажав до упора педаль газа. Если на бумаге появились черные капли, сопровождающиеся резким запахом моторного масла, то маслосъемные колпачки и кольца нуждаются во внимании. Пора начинать откладывать на переборку ДВС: операция дорогая, от 150 000 рублей сегодня, и достаточно длительная, поскольку включает в себя элементы фрезеровки и проточки, а также множество других процедур. Делать — так делать, одни прокладки и прочие резинотехнические изделия обойдутся «в копеечку». Выполнив череду вышеописанных процедур, можно достаточно четко определить состояние мотора и прикинуть необходимость его ремонта. Предупрежден — вооружен.