Раньше автомобильный завод Belgee (читается как «Белджи») рядом с городом Борисов в Республике Беларусь был не слишком на слуху у российских автолюбителей — о том, что тут выпускали машины марки Geely, знали немногие. Но с выходом на наш рынок кроссоверов Belgee X50 и Belgee X70 стало интересно, отличаются ли они от китайских и как их производят. Мы побывали на предприятии Belgee и все увидели своими глазами.
Belgee: что это за завод
СЗАО «Белджи» создано в 2011 году совместно Правительством Республики Беларусь и компанией Geely, а уже в феврале 2013-го состоялось официальное открытие завода на базе бывшего предприятия «Автогидроусилитель».
Выпуск автомобилей начался с производства седанов Geely Emgrand SC7 и кроссоверов Geely Emgrand X7, а сейчас с конвейера сходят три модели: актуальный Geely Emgrand и кроссоверы Belgee X50 и X70 — бывшие Geely Coolray и Geely Atlas Pro. Кстати, на Belgee X70 мы уже поездили — читайте тест-драйв по ссылке).
Автомобили по полному циклу со сваркой и окраской кузовов здесь производят с 2017 года, но из текущей модельной линейки по такой технологии пока выпускается только компактный кроссовер Belgee X50, более крупный Belgee Х70 все еще делают методом крупноузловой сборки.
Но в ближайших планах Belgee — перевод на «полный цикл» и модели Х70, а также увеличение доли локальных компонентов за счет собственного выпуска пластиковых деталей и запуска цеха штамповки. Пока все кузовные элементы на Belgee приходят в готовом виде из Китая.
Как делают автомобили Belgee
Сначала готовые кузовные элементы приходят со склада в цех сварки. Кстати, все металлические детали оцинкованы, за исключением крыши и (почему-то) капота. Дальше из них «собирается» кузов — основные и самые важные процедуры выполняют 26 роботов немецкой фирмы Kuka, а сама линия спроектирована китайской компанией Jee Technology, которая занималась монтажом сварочного оборудования и для «гигафабрики» Tesla.
Доля автоматизации достигает 90%, но есть посты и с ручной сваркой — впрочем, вероятность ошибки там невелика, потому что рабочие действуют по шаблонам, а на самих деталях есть специальные метки для электродов. Один кузов из 120 за смену (она в сварочном цехе длится 8 часов) затем попадает в специальную лабораторию с 3D-стендом, где в течение 4 часов проводится проверка качества по контрольным точкам.
После сварки кузов проходит полную антикоррозионную обработку — сначала погружается в ванну для так называемой «активации», затем катафорезным методом он покрывается грунтом, а дальше поступает в окрасочную камеру. Процесс окраски также автоматизирован — роботы наносят водорастворимую основу и лак. Также проводится воскование скрытых полостей, дополнительно специальная мастика наносится на днище и колесные арки.
На заводе заявляют, что претензий относительно коррозионной стойкости они получают минимум — немного их и из России, где во многих регионах в зимнее время года используются агрессивные противоголодедные реагенты.
Окрашенный и собранный кузов попадает в цех сборки, где он постепенно превращается в готовый автомобиль. Двигатель и трансмиссия приходят на склады по отдельности, но уже также в собранном виде. Устанавливаются подвески, выпускная система, сиденья, ковровые покрытия, передняя панель и все остальные компоненты, а отдельный робот вклеивает лобовое и заднее стекла.
Разумеется, затем каждый выпущенный автомобиль проходит визуальный контроль качества, прогоняется через световой тоннель, «душ» для проверки герметичности, регулировку фар, заправляется техническими жидкостями и, если у инспекторов не возникло претензий, отправляется на ездовые испытания.
Есть ли в Belgee что-то белорусское или российское?
Возникает логичный вопрос — если большинство комплектующих поставляется из Китая, то зачем вообще было переименовывать кроссоверы Geely для выпуска под собственной маркой? Но у такого решения есть ряд веских оснований.
Главное, что завод Belgee выкупил у Geely лицензии на X50 и X70, что позволяет им вносить изменения в конструкцию автомобилей и самостоятельно (пусть и с оглядкой на китайцев) заниматься подбором комплектующих. На предприятии есть отдел, который занимается вопросами локализации. И в ближайшие годы перед ним стоит очень много задач.
Уже сейчас на Belgee ставят российские стекла (поставщик — «Фуяо Стекло Рус») и колеса (СКАД). Аккумуляторные батареи — «Аком» или «Зубр», шины на X50 — «Белшина». Разумеется, этого мало, поэтому в ближайшие годы, помимо штамповки кузовных деталей, планируется локализовать производство пластиковых компонентов, включая бамперы, сидений, топливного бака, обшивок и ковровых покрытий, а также автомобильных эмалей.
И совершенно не обязательно, что все это будет реализовано на базе сравнительно компактного предприятия Belgee (общая площадь — 118 га, а число сотрудников — 1700 человек). Между Россией и Беларусью в прошлом году подписано Соглашение о единой промышленной политике, по которому комплектующие, производящиеся в РФ или РБ, учитываются как локальные.
Это значит, что можно загрузить и реорганизовать уже имеющиеся в России заводы по производству автокомпонентов под нужды Belgee и других предприятий, которые сейчас перезапускаются после остановки в 2022 году. В дальнейшем это должно привести к восстановлению и росту смежной отрасли, что улучшит технологическую независимость от внешних поставщиков. И время на реализацию у Belgee есть — кроссоверы X50 и X70 тут планируют выпускать минимум до 2028 года.