Наше участие в зачете Гранд Тур ралли «Шелковый путь» подошло к концу — вместе с Владимиром Мельниковым из «Авторевю» мы добрались до столицы Монголии Улан-Батора, где состоялся торжественный финиш сложной и длительной гонки. «Наша» дистанция оказалась чуть меньше, чем у «боевиков» (так мы прозвали спортсменов), но это все равно 4450 км, из которых больше 700 пришлось на спецучастки. А самое приятное в том, что мы смогли ворваться в призовую тройку! Впрочем, обо всем по порядку.
День шестой. Ховд-Ховд. Дистанция спецучастка — 150 км
После полученного нашим экипажем огромного штрафа за превышение скорости на пятом спецучастке настроение было не самым приятным — даже от третьего места нас отделяли невероятные 100 минут, а о победе теперь можно было и не мечтать. Но оставалось проехать еще 411 километров в «боевом» режиме — больше половины дистанции.
Так что мы приняли решение продолжать борьбу и стараться обойтись без пенализаций (а на ралли штрафные минуты можно заработать буквально на ровном месте) — опыт СУ5 оказался очень «дорогим». Поначалу в сердцах я даже заявил напарнику, что дальше не собираюсь соблюдать какие-либо правила — то злополучное решение судей выпало на мой день рождения, который оказался испорченным.
Большие надежды были на самый длинный спецучасток ралли — 150 километров в окрестностях города Ховд. Но оказалось, что почти вся эта дистанция пришлась на песчано-грунтовый «автобан», где не было никаких навигационных хитростей и сложного покрытия. Поэтому все лидеры (таковыми мы считали первые 10 из 25 экипажей Гранд Тура) финишировали с расхождением всего в несколько минут — мы вновь показали второе время, причем потратили на это менее 2 часов!
А уже после спецучастка на дорожной секции мы пробили камнем заднее колесо — будничное событие на ралли-рейдах с каменистыми участками. К счастью, у нас был достаточный запас по времени прибытия на КВ, да и «запаску» поставили всего за несколько минут. По итогам дня мы сохранили пятую позицию.
Наши коллеги из других экипажей на внедорожниках Tank 300 к тому моменту также поменяли несколько покрышек, поэтому было решено купить пару покрышек в местном супермаркете — ими оказались малоизвестные китайские Venom Power с более «жирным» профилем 265/70 R17. Tank 300 на них смотрится гораздо лучше, да и они явно более стойкие на внедорожных участках. Непонятно, почему такую размерность не ставить сразу на заводе…
День седьмой. Ховд-Алтай. Дистанция спецучастка — 47,2 км
Проверить новые шины в деле на следующий день нам не удалось — из-за дождей и повышения уровня воды в реках седьмой спецучасток попросту отменили, так как броды в его конце оказались непроходимыми для большинства машин Гранд Тура. Поэтому мы просто катили 400 с лишним километров на скорости до 80 км/ч, стараясь не уснуть и нигде не «вывалиться» за лимит, чтобы не получить штраф. Само собой, никто из лидеров правила не нарушил, а мы уже начали привыкать к новой реальности — пятой позиции в гонке.
День восьмой. Алтай — Алтай. Дистанция спецучастка — 44,8 км
Это был один из самых легких дней ралли — за весь день мы проехали всего 286 км, из которых около 45 пришлось на спецучасток. Тем удивительнее, что именно на нем произошли серьезные перестановки, которые позволили нашему экипажу отыграть сразу два места — выйти с пятого на третье.
Сама дистанция была не особо примечательной — я уже и не помню характер дорог (к концу гонки накапливается усталость, а дни становятся максимально похожими друг на друга). Но в самом конце спецучастка при подъеме к финишу действовала зона замедления с ограничением 30 км/ч. И в эту ловушку угодили сразу два экипажа, которые на тот момент были на третьем и четвертом местах! Такого мы никак не ожидали — и команда на Tank 300 под номером «521», и пикап Toyota Hilux «523» были далеко впереди после нашего штрафа.
День девятый. Алтай-Баянхонгор. Дистанция спецучастка — 73,69 км
После примененной к соперникам пенализации мы вернулись в борьбу, но это только усложнило задачу — нужно было ни в коем случае не «накосячить», потому что отрыв от экипажа на пикапе Toyota Hilux под номером «523» был небольшим, всего 7 минут. Для ралли-рейда, где в любой момент может произойти что угодно, это просто мелочь…
Поэтому нужно было выбирать такой темп, чтобы и не допустить ошибку (в первую очередь — не заплутать на дистанции), но и не уступить своим основным соперникам — ведь результаты мы узнаем только после финиша.
Начало спецучастка было очень опасным — после ночных дождей и без того незаметные издалека глубокие промоины серьезно размыло. Буквально через несколько километров после старта за одной из них стояла багги Анастасии Нифонтовой, которая на тот момент лидировала в ралли «Шелковый путь» в своей категории — сход после повреждений! Спасибо ей и штурману — они показывали всем последующим участникам направление объезда препятствиям.
Немногим дальше после глубокого оврага остановился «боевой» КамАЗ, выступающий также вместе с Гранд Туром — грузовик остался целым, но удар оказался настолько сильным, что водителю понадобилось несколько минут, чтобы прийти в себя. В ту же канаву чуть не угодили и мы — к счастью, удалось ее вовремя заметить, затормозить, развернуться и уйти на нужную дорожку.
Дальше участок стал слишком раздолбанным для нашего стандартного Tank 300, поэтому мы решили поберечь машину, пропустили одного из соперников и дальше на протяжении 50 километров натурально глотали пыль, держась за ним позади. Тем не менее, смогли и на этом СУ показать время лучше, чем у «Тойоты». Правда, всего на 1 минуту.
День десятый. Баянхонгор-Мандалгоби. Дистанция спецучастка — 97,34 км
Судьба третьего места решалась на последнем для участников Гранд Тура спецучастке, длина которого составляла почти сотню километров. И, судя по дорожной книге, выданной нам перед стартом, там хватало и сложных развилок, и мест, где нужно двигаться вне «дорог» по указанному курсу. Да и восклицательных знаков (ими отмечают самые опасные ямы или бугры) хватало. Атмосфера накалилась до предела — после всех злоключений нам очень не хотелось уезжать из Монголии без финиша в призовой тройке!
Причем в самом конце спецучастка, буквально за пару километров до финиша, организаторы сделали скрытую контрольную точку — нужно было проехать строго по дорожной книге, а не срезать трассу. Мы справились, прошли дистанцию в полном соответствии с «заданием», а попутно «навезли» главным соперникам еще 6 минут. Итого — третье место в Гранд Туре с отрывом всего в 14 минут!
Конечно, если бы не тот злополучный штраф, мы всерьез претендовали бы на победу, оказавшись на финише в 10 минутах впереди выигравших Андрея Сухова и Дмитрия Федорова. Но кто знает, как сложилась бы судьба гонки — ребята, получив серьезное преимущество на СУ5, ехали надежно и берегли технику.
Так что задачу минимум мы выполнили — Tank 300 City достойно прошел всю дистанцию гонки практически без повреждений: за почти 4,5 тысячи километров в списке оказались лишь пробитая шина да крохотный скол от камня на лобовом стекле. С машиной при этом не было ни единой проблемы — я еще подробно расскажу, какие испытания выпали серийному внедорожнику, а заодно и нашему экипажу.
И статуэтка белого тигра из рук «Царя Дакара» Владимира Чагина (который сейчас является руководителем ралли «Шелковый путь») стала приятной наградой за все приключения на этой гонке. Повторить бы через год!