Наши приключения на ралли «Шелковый путь» продолжаются — вместе с Владимиром Мельниковым из «Авторевю» мы пытаемся добраться до финиша марафона в зачете Гранд Тур. На дорожной секции второго этапа из Томска в Барнаул почти всем экипажам удалось избежать пенализации за опоздание на КВ (пункт контроля времени), но затем штрафы посыпались как из рога изобилия и полностью перемешали положение среди лидеров! Что же произошло?
День третий. Барнаул — Горно-Алтайск. Дистанция спецучастка — 87,82 километра
После неожиданного для нас второго результата на СУ2 забрезжила надежда, что и на практически стандартном (из доработок — только шины Kumho RoadVenture AT52) внедорожнике Tank 300 City можно побороться за высокие места в зачете Гранд Тур. И третий спецучасток это подтвердил!
Начинался он неподалеку от Барнаула, а по пути всех участников тепло приветствовали зрители — на старте спецучастка была настоящая толпа (прежде такое я видел разве что на «Дакаре», где 13 лет назад ехал в составе пресс-экипажа)! И первая часть почти 90-километровой дорожки была настоящим удовольствием — быстрые и ровные лесные грунтовые дороги, подходящие даже для классического ралли.
А вот последние 30 километров в лесу — это сплошь волны, кочки, торчащие корни деревьев, ямы и глубокие колеи. Накануне мы подтрунивали над соперниками на других стандартных «Тэнках», которым пришлось снимать листы защиты днища и «редактировать» их кувалдами, но после СУ3 эта участь не обошла стороной и нас. Впрочем, это было единственное «повреждение» — Tank 300 достойно справился со сложной трассой с третьим результатом.
Дальше был красивейший Чуйский тракт с остановками в музее в Бийске и в Сростках, где родился и провел детство Василий Макарович Шукшин. Ведь Гранд Тур — это не только соревнование, но и возможность лучше узнать те места, по которым он проходит. А бивак (лагерь) в Горно-Алтайске — и вовсе шедевр! Так что настроение после третьего дня ралли у нас определенно было хорошим.
День четвертый. Горно-Алтайск — Кош-Агач. Дистанция спецучастка — 22,20 км.
Но на следующий день оно было подпорчено странной нормой времени на прохождение 453-километровой дорожной секции, которая вела на спецучасток неподалеку от села Кош-Агач. Она оказалась настолько абсурдной, что за весь день не было возможности не то что осмотреть какие-то интересные места, а даже просто остановиться на пару минут!
За превышения скорости в зачете Гранд Тур предусмотрены драконовские пенализации (5 минут за 1 км/ч), причем независимо от места нарушения — спецучасток это или дорожная секция. Поэтому пришлось ехать буквально на пределе под порог ограничений — тормозить в последний момент у знаков, тут же моментально разгоняться, чтобы не терять время. В итоге мы прибыли на пункт КВ перед стартом СУ с запасом всего… 3 минуты! А потом полчаса ждали, пока соберутся остальные участники. И зачем было делать такой норматив?
Сам спецучасток тоже оказался не особо интересным и очень кочковатым — такие условия стандартной «300-ке» не по душе. Тем не менее, нам и тут удалось показать третий результат, который стал приятным сюрпризом. Так что наш экипаж уверенно занимал позицию среди лидеров перед тем, как караван участников ралли «Шелковый путь» перебрался в соседнюю Монголию.
День пятый. Кош-Агач — Ховд. Дистанция спецучастка — 128 км.
Границу с Монголией мы пересекли быстро, а потом пришлось привыкать к новым условиям — ограничению скорости 80 км/ч вне населенных пунктов и обилию грунтовых дорог. Асфальт тут есть, в основном, только на федеральной трассе, по которой мы потихоньку продвигаемся в сторону столицы — Улан-Батора.
Пятый спецучасток тоже был самым протяженным из всех, что мы проехали до него — 128 километров. И, увы, для многих он стал тем самым камнем преткновения, без которого не обходится ни один ралли-рейд. Все началось с позиции в дорожной книге (о том, как устроена навигация в гонке, я расскажу отдельно), где необходимо было пересечь ручей и повернуть за ним. Но «дорога», которая казалась правильной, уходила левее практически в самой водной преграде.
На это и «купился» добрый десяток экипажей, причем все — из лидирующей группы! В итоге толпа разноцветных внедорожников с очумевшими штурманами, которые пытались привязаться к местности, носилась из стороны в сторону, теряя драгоценные минуты. В конце концов, все финишировали — кто-то вернулся на более очевидную точку маршрута и продолжил заново, кто-то обратился за помощью к организаторам по рации.
Неудивительно, что большинство экипажей на СУ5 нахватали огромные штрафы — например, лидеры получили двухчасовую пенализацию, предусмотренную за постороннюю помощь на маршруте (хотя обычно за это наказывают намного серьезнее — вплоть до исключения из протокола).
Но самый главный «подарок» достался нам — в одной из зон замедления до 50 км/ч у нас немного «убежал» пробег, поэтому мы сбросили скорость слишком поздно. И за те 10 секунд, которые черный Tank 300 с бортовым номером «508» ехал с превышением, нам дали «в нагрузку»… 150 минут!
Это отбросило нас разом на пятую позицию, хотя без такого штрафа мы выходили на первое место. И, конечно, такое наказание за незначительную промашку (в той зоне не было людей, других автомобилей, животных и прочих опасностей) выглядит слишком жестким — тем более, мы не получили никакого преимущества, потому что сбросили скорость до необходимых 50 км/ч, но сделали это на пару сотен метров позже.
Особенно такое наказание расстраивает на фоне того, что всем участникам простили превышения на дорожных секциях, сославшись на «непривычное» ограничение 80 (которое многие соблюдали без каких-либо скидок). И даже в «боевом» зачете «Шелкового пути» мы получили бы штраф всего в 21 минуту!
После этого нам остается лишь докатывать до финиша в комфортном темпе — отрывы в первой тройке достаточно велики, поэтому лидеры не рискуют, и надеяться на их ошибки глупо. А организаторам Гранд Тура мы уже рекомендовали подумать над таблицей штрафов, потому что такие наказания напрочь убивают всю спортивную составляющую зачета Гранд Тур ралли «Шелковый путь».