НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Отбелили продажи: «серых» электромобилей и гибридов стали ввозить меньше

5 июля 2024 10:30
Почему Zeekr и Lixiang теряют популярность

Продажи премиальных электромобилей и гибридов, ввезенных по альтернативным схемам снижаются после 1 апреля, когда были введены правила таможенного оформления. «Серые» машины лишились главного преимущества — более выгодной цены в сравнении с официально поставляемыми моделями. Подробности в материале «Известий».

Энергия иссякла

Падение долей «автомобилей на новой энергии» (New energy vehicles NEV) в мае стало наиболее заметным, отмечают аналитики агентства «Автостат».

— У гибридов доля в апреле 2024 года была 4,4% и у чистых электричек 1,6% это была практически максимальная доля электромобилей за последние месяцы. И мы видим, как сильно она снизилась. Гибриды — 2,7%, электрички — 0,9%, — отметил исполнительный директор агентства «Автостата» Сергей Удалов. Так, продажи самого популярного автомобиля — Zeekr упали в мае на 47%, до 397 штук, а продажи Lixiang, самого популярного премиум гибрида, — на 54%, до 1035 штук. Для сравнения в марте было продано 3617 «Лисяней». Оба китайских лидера не присутствуют на российском рынке официально и поставляются по различным «серым» схемам.

Источник: Zeekr

— Мы видим, как быстро Lixiang начал падать — минус 54% май к апрелю. Мы видим, что люди пытались привезти машины в апреле. В мае это имело гораздо меньший смысл, мы видим в мае из-за утильсбора достаточно серьезное снижение продаж по премиальным маркам, которые в первую очередь попали под эти ограничения. Упала доля рынка электромобилей. Все, кто хотел купить электричку по старым правилам «подешевле», сделал это в апреле. В мае продажи электромобилей упали с уровня апреля 2200 до 1100 в мае. Zeekr на первом месте, но упал на 50 процентов. По всем относительно дорогим электричкам падение больше 50 процентов, — отметил Сергей Удалов.

Параллельный импорт в целом снижается — это касается не только «автомобилей на новой энергии». Если в марте было поставлено на учет почти 46 тыс машин, ввезенных по параллельному импорту, то в апреле уже 17, тыс, а в мае, по данным Ассоциации Европейского бизнеса, всего 6,9 тыс. штук.

Стало невыгодно

Удар по поставкам серых машин нанесли новые правила таможенного оформления, которые начали действовать с 1 апреля в отношении электрокаров и гибридов, которые ввозятся в Россию, в том числе и из стран — участниц ЕАЭС. Согласно постановлению правительства РФ, декларация на такие машины теперь должна быть оформлена российской таможней.

Товары, имеющие статус товаров Союза, в том числе автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС, обращаются свободно, отмечают в ФТС РФ. Однако в отношении таких товаров необходимо дополнительно уплатить утилизационный сбор, подчеркивают в ведомстве. Сумма утильсбора рассчитывается по формуле, включающей поправочные коэффициенты, зависящие от ранее уплаченных в иных государствах-членах ЕАЭС таможенных платежей.

Эта мера в первую очередь воспрепятствовала ввозу машин с заниженными таможенными платежами, которые попадали в Россию главным образом из Киргизии. Ранее они стоили значительно дешевле машин, официально поставляемых в нашу страну. Ради выгоды покупатели были готовы мириться с отсутствием заводской гарантии, официальной русификации, сложностями с ремонтом. Готовы были к рискам с доставкой автомобиля, непредсказуемым срокам ожидания и предоплате от 50% и выше.

Источник: МБ РУС

— Электромобили и гибриды росли за счет черных и серых схем поставок через Киргизию. По большому счету все схемы прикрыли. И поставки таких машин теперь не имеют экономического смысла, естественно, их продажи падают. Остаточный спрос все равно есть. Хочет человек, например, Avatr и только его. Электрички, как и гибриды, становятся игрушкой для людей с приличным достатком, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Теперь же ценовое преимущество утеряно, что и отразилось на результатах продаж. Уровень цен на авто у серых дилеров вырос и будет увеличиваться. Некоторые продавцы уже начали отказываются от невыгодных марок и моделей. Так имеющиеся в наличии кроссоверы Voyah Free у неофициалов стоят 4,5−4,7 млн руб за машину 2023 года выпуска и 5−5,5 млн руб за машину 2024 года выпуска. На заказ «серые» дилеры готовы привезти эту модель за 4,7−5,8 млн рублей.

Официальное предложение

В настоящее время ценник на гибридный Voyah Free у официалов начинается от 5,5 млн руб, а с учетом всех спецпредложений машину можно приобрести на 500−700 тыс дешевле.

Причем в стоимость уже включены все налоговые и таможенные платежи и пошлины (в том числе и за утилизационный сбор, который при схеме покупки «серой» машины ложится на плечи конечного покупателя), подлежащие к уплате при официальном ввозе электромобилей на территорию Российской Федерации. Получен сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС).Плюс заводская гарантия и официальная русификация с обновлением прошивки.

Источник: Voyah

Растет и модельная линейка. Новинка лета, гибридный кроссовер Voyah Free Sport Edition оценен в 5,89 млн с учетом кредитных программ и спецпредложений. Это самый дальнобойный вариант в модельной линейке — суммарный запас хода увеличен до 1 тыс. км (по циклу WLTP). При этом два электромотора выдают пиковые 490 л. с. и 720 Нм), благодаря чему разгон до 100 км/ч занимает менее пяти секунд.

Такие машины получили полную русификацию всех экранов и популярные локальные сервисы навигации и мультимедиа. К тому же, на официально купленный автомобиль действует закон о защите прав потребителей, при котором покупатель получает ремонт по гарантии в четко регламентируемый срок.

В ближайшее время дистрибьютор Voyah планирует привезти гибридный седан Passion.

Распробовали гибриды

Гибриды набирают популярность в сравнении с электромобилями — по данным «Автостат-инфо», за пять месяцев этого года в России было продано около 10 тыс электромобилей и примерно 25 тыс гибридов. Дальнобойность и меньшая цена в сравнении с чистым электромобилями обеспечили гибридам рост продаж. Сейчас они даже обогнали по популярности дизельные машины.

Впрочем, продажи китайского премиума с традиционными двигателями внутреннего сгорания выше, однако гибриды, как правило, предлагают большую мощность и лучшую динамику.

Источник: Dongfeng

Без новых игроков

В начале года изменились правила сертификации электрокаров и гибридов из дружественных стран. Теперь при их ввозе в нашу страну импортеры-юрлица должны оформлять на такие машины Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое предполагает проведение полного цикла испытаний и тестов. Немногие производители предлагают в России гибридные и электрические модели премиум-класса официально с оформлением ОТТС — Voyah, M-Hero, Seres/Aito, Wey. По словам, экспертов, их количество вряд ли вырастет в будущем.

— На рынке вполне достаточно брендов. Те, кто хотел уже пришли, — считает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

Ранее директор по операционной деятельности Geely Валерий Тараканов заявил, что у компании нет намерений выводить на российский рынок популярны суббренд электромобилей Zeekr.

Источник: Geely

Те игроки у которых обозначились более-менее сильные позиции в России, покидать нишу электромобилей и гибридов не будут, считает главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов. Останутся те, кто занимается белым и ввозом.

— У нас сейчас нет мощного рынка, чтобы за него бились на корпоративном уровне. Некоторые электромобили и гибриды, как BYD, например, хорошо продаются в других странах. Если китайских автопроизводителей будут душить санкциями, они не пойдут в Россию, — считает Тарасов.

Серые схемы сохранятся?

При этом некоторые эксперты допускают возникновение новых «серых» схем поставок.

— У нас в стране, когда появляется новый запрет, появляются новые обходные пути, — отметил Игорь Моржаретто.

Остается схема поставок через Белоруссию, добавляет Антон Шапарин.

— Отдушина в любом случае есть, но с Белоруссией до конца непонятно. Был случай, когда посредники заявили, что машина их, деньги платили они, документы оформлялись на них, а как возник новый собственник, они не знают, — рассказал Шапарин.

Артем Яворский