Спустя немало лет, уже в середине века двадцатого, он появился на автомобилях в Скандинавии: сначала на DAF (да-да, «грузовиковая фирма» была первопроходцем), а потом и на Volvo. Однако все мы познакомились с бесступенчатой трансмиссией благодаря японцам, которые в конце девяностых — начале двухтысячных начали устанавливать CVT повсеместно. Как водится, новинку в России приняли «в штыки»: так было с инжектором, после — с «автоматом», а потом и с вариатором. Откуда же «растут ноги» предвзятого мнения о бесступенчатой трансмиссии?
Мифы о вариаторе и места их обитания
Во-первых, вариаторы ставились не только на автомобили: на скутерах и снегоходах, например, тоже стоит вариатор. Два шкива, по которым ходит тонкий резиновый ремень — довольно актуальная конструкция для легкой техники, а простота замены — заведомый «плюс». Но сама ременная конструкция имеет известный недостаток: стоит «перегнуть палку», то есть дать повышенную нагрузку, как ремень растягивается и начинает проскальзывать. А может и вовсе порваться!
Это знание автолюбители перенесли и на автомобиль: мол, тонкому и скудному ремешку не под силу долгое время исправно работать в столь тяжелых условиях. Не поедет такая «коробка» далеко, ведь у нас каждый элемент автомобиля должен в ежедневном режиме переживать две национальные беды — дорогу и вторую.
Развенчивается этот миф довольно просто: достаточно один раз увидеть тот самый ремень. Но не от снегохода, а от автомобиля: это «сложносочиненная» конструкция, состоящая из металлических пластин, порвать которую невероятно сложно. Более того, на некоторых машинах — на том же Subaru Forester — ремень и вовсе заменен цепью. Одно знакомство, и сомнения исчезнут.
Во-вторых, в народе искренне считают, что вариаторы перегреваются. Этой легенде мы обязаны компании Mitsubishi, которая уже в начале века XXI решила немножко сэкономить и лишила кроссоверы Outlander штатного охладителя. Естественно в тяжелых российских условиях эксплуатации — не столько в «целебных грязях», сколько в городских пробках — узел начал греться и тревожить водителей соответствующей пиктограммой на приборной панели. Пошли обращения. Идею довольно оперативно признали ошибочной, вариаторам вернули радиаторы, но осадочек остался — перегрев стал постоянным аргументом ценителей классических КПП в споре с поклонниками вариаторов. А такие имеются!
Сильные стороны CVT
Бесступенчатые коробки намного дешевле в производстве, так что и конечная цена автомобиля ниже, чем аналога с классическим гидротрасформаторным «автоматом». Также вариаторы не имеют характерного рывка при переключении передачи, поскольку по факту не имеют и передач — два конусообразных вала, соединенные тем самым ремнем, меняют передаточные числа незаметно — что дает дополнительный комфорт в городском режиме передвижения. Кстати, автомобили, оснащенные вариатором, заметно экономичнее с точки зрения потребления топлива именно благодаря мириадам вариаций или, если хотите, передач в трансмиссии.
При желании сломать можно и бетонный столб, но практика показывает, что при корректной эксплуатации и регулярном обслуживании CVT способна разменять и 300 000 км. Более того, есть вполне частые случаи, когда автомобили с четырьмя сотнями тысяч километров на приборной панели обладают оригинальным, еще не знавшим разборки вариатором. Как правило, ареал обитания таких машин тесно связан с длинными трассовыми пробегами и отсутствием дорожных заторов в маршруте. А еще их хозяева не усердствовали на бездорожье, не таскали тяжелые прицепы с яхтами и не практиковали эвакуацию менее удачливых коллег. Так что долголетие бесступенчатой трансмиссии тесно связано еще и с осознанной эксплуатацией.
Недостатки вариаторов
«Полный газ и в пол педаль» — не тот случай. Ударные нагрузки на CVT всегда приводят к быстрому растяжению цепи, а самый простой способ сломать вариатор — раскрутить колеса на льду, после чего, не снижая оборотов, дождаться зацепа за асфальт: такого коробка точно не переживет. Водители с агрессивной манерой управления способны оперативно, до 100 000 км, «уложить» вариатор. А если добавить еще и тяжелые колеса, будь то грязевая резина или огромные литые диски, то цифру можно и снизить. Причем, заметно. То же самое касается и перевозки грузов: таскать на тросе, использовать в роли тягача для прицепа-автодома или лодки, дергать застрявшие машины или регулярно практиковать перегруз на автомобилях с вариатором не стоит. От одного раза, конечно, ничего непоправимого не произойдет, но регулярность убивает.
Отдельного абзаца достойно обслуживание: оно должно быть постоянное, профессиональное и только с использованием оригинальных компонентов. Просроченное ТО или неподходящее масло способны причинить куда больше последствий, чем «дача на колесах». Но если каждые 60 000 км менять «трансмиссионку», причем без альтернатив использовать фирменный вариант из проверенного магазина, то «коробка» способна проездить долго без каких-либо серьезных вложений. Просто замена масла в вариаторе — само по себе серьезное вложение, которое многие автовладельцы по разным причинам стараются отложить на «завтра». Иногда «завтра» затягивается, и тогда наступает время ремонта.
Сколько стоит ремонт вариатора
Несмотря на простоту конструкции, изначальную дешевизну узла и массовость — тот же Jatco стоит, кажется, на половине машин в России и успел побывать даже на Lada Granta — в ремонте вариатор дороже классической АКПП. Причина — высокая стоимость «расходников», обойти которую никак не получится. Более того, многие элементы, необходимые для ремонта «автоматов», уже производятся в России, чего про вариатор сказать нельзя — запчасти только привозные. А там и логистика, и курс валют, и оплата заемного капитала, и прибыль десятка фирм из цепочки поставок. Все это ложится на конечного потребителя.
Итого за ремонт бесступенчатой трансмиссии попросят не менее 150 000 рублей. Безусловно, речь идет о серьезной конторе, которая сделает работу качественно и даст гарантию. О «гаражных сервисах» и «контрактных деталях» рассуждать бессмысленно, поскольку каждый случай уникален, но в большинстве своем подлежит классическому умозаключению: скупой платит дважды.
Казнить нельзя помиловать
Акценты и запятые в истории с вариатором поможет расставить простое наблюдение: трансмиссия требует к себе аккуратного и бережного отношения, не подразумевающего экстра нагрузок вроде взрывных стартов со светофора, а также регулярного обслуживания у профессионала. Если водитель обладает спокойным характером и аналогичной манерой езды, осознает принципы содержания и эксплуатации, то в его руках машина проедет и двести, и триста тысяч километров без ремонтов коробки передач. И никакой разницы с «автоматом» он не почувствует: разве что плавность хода будет выше, а расход топлива, наоборот, ниже. То ли дело — любитель заездов «в горизонт», ценитель долгих барахтаний в грязи или обладатель яхты — ему такой вариант не подойдет. CVT подходит не всем, но кому подходит — тому понравится.