НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Колеса в долг: в мае число выданных автокредитов выросло на 8%

11 июня 2024 15:00
Количество автоссуд увеличивается, несмотря на снижение продаж новых машин

На фоне сокращения числа проданных автомобилей количество кредитов на их покупку только растет. За первые четыре месяца их стало больше на 95% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в мае количество увеличилось еще на 8%. В чем причины популярности автокредитов и каковы перспективы ссуд на покупку машины, выясняли «Известия».

Рост на снижении

По итогам мая число выданных автокредитов выросло на 8% по сравнению с апрелем. Об этом заявил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. В денежном выражении рост составил 10%, отметил он. За четыре месяца, по данным Национального бюро кредитных историй, в нашей стране было выдано 493 тыс. автокредитов (в расчет принимаются ссуды на покупку как новых, так и подержанных машин), что на 95,7% больше результата за аналогичный период 2023 года. Сумма займов, выданных за четыре месяца, составила 706,7 млрд рублей (+120,9%).

Источник: Freepik

Увеличение числа одобренных ссуд на покупку машины происходит на фоне снижения (при сравнении месяц к месяцу) количества проданных автомобилей. Рекордным по числу реализованных авто за последние пару лет стал март 2024 года, когда россияне приобрели 146,5 тыс. новых машин. В апреле и мае продажи пошли вниз: 137 и 127,2 тыс. автомобилей соответственно. При этом объемы выданных автокредитов не сократились вслед за продажами машин, а напротив — выросли.

Завтра будет дороже

Как отметил Сергей Удалов, потребителей не отпугивают даже внушительные процентные ставки по таким ссудам, достигающие 20%, а в ряде случаев и больших величин. По его словам, интерес к ссудам в мае в значительной степени подогревался ожиданиями о повышении ключевой ставки Центробанком.

— У людей есть опасения, что завтра вообще будет сложно взять автокредит, он станет еще дороже — поэтому берут сегодня по таким ставкам и за такие деньги, — отметил исполнительный директор «Автостата». Он добавил, что росту автокредитования способствует и субсидирование части процентной ставки на некоторые модели как по правительственной программе, так и самими производителями.

Источник: Freepik

Рынок автокредитования бьет рекорды, несмотря на рост ставок и цен, констатируют в банке «Открытие». Автокредиты продолжают оставаться основным способом, позволяющим сегодня большинству покупателей приобрести автомобиль, подчеркивают в финансовой организации.

— Сейчас склады наполнены, реализовывать машины надо, для этого авторитейлеры готовы предоставлять различные скидки при покупке машин в кредит. Сезон разнообразных акций не заканчивается с начала года. Ряд дистрибьюторов с целью увеличения продаж также предлагают, помимо прямых скидок на машины, субсидии по ставкам на ряд своих моделей, — сообщили «Известиям» в пресс-службе банка.

Кроме того, на рост автокредитов в последние месяцы повлиял ажиотаж покупателей в преддверии таможенных ограничений в рамках параллельного импорта и повышения утильсбора. Клиенты, планировавшие покупку автомобилей, стремились как можно скорее ее совершить, отметили в банке «Открытие».

Источник: Freepik

Увеличение числа выданных автокредитов в мае в первую очередь было вызвано ожиданиями роста ключевой ставки, которого не случилось, считает заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.

— Большинство участников рынка — банковские структуры, кредитные организации, автодилеры и покупатели новых машин — все были уверены в том, что ставка подрастет на 1−2%. Других объяснений роста автокредитов в мае нет, — заявил он «Известиям».

Ставки сделаны

Ожидания участников рынка не подтвердились: в пятницу, 7 июня, Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 16% годовых. Несмотря на это, опрошенные «Известиями» эксперты не ожидают в обозримой перспективе существенного «отката» в объемах выдаваемых автокредитов. По мнению вице-президента национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, если он и будет, то незначительный.

— Безусловно, прибавка 8%, которую показал рынок автокредитования в мае, по сравнению с апрелем, это существенный показатель. Однако ждать заметного охлаждения к ссудам не стоит. Спросу на ссуды способствует нынешняя модель продаж автомобилей: в подавляющем большинстве случаев купить машину просто не получится, либо на нее будет гораздо менее привлекательная цена. Дилеры заинтересованы в «кредитных автомобилях», поскольку это дает им солидную комиссию как от самой ссуды, так и от продажи полиса каско, обязательного при покупке машины на заемные средства, — отметил он.

Источник: Freepik

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, у некоторых моделей до 80−90% продаж приходятся на сделки с использованием заемных средств. Кроме того, из-за высоких цен на машины у определенного числа покупателей просто не хватает собственных денег на их приобретение. При этом постоянные разговоры о повышении утилизационного сбора и, как следствие, дальнейшем росте цен на автомобили вынуждают их прибегать к использованию ссуд даже под высокие проценты, отмечает эксперт.

— Несмотря на то, что ключевая ставка осталась прежней, это вполне может быть временным явлениям — Центробанк это косвенно поддерживает, допуская «возможность ее увеличения» в июле. Таким образом, фактор, способствовавший «разгону» автокредитования, сохраняется, — заявил «Известиям» Максим Кадаков.

В ожидании жестких требований

Как ранее сообщали «Известия», с 1 июля ЦБ РФ вводит более жесткие требования страхования к заемщикам, повышает надбавки к коэффициентам риска по потребительским кредитам и впервые устанавливает их для автокредитов. Это связано с ростом доли автоссуд с предельной долговой нагрузкой (ПДН). По данным регулятора, на автокредиты с ПДН более 50% в первом квартале этого года пришлось более 61% от всех выданных займов на покупку автомобиля (в 2023 и 2022 годах этот показатель составлял 50 и 44% соответственно). Кроме того, по состоянию на 1 апреля текущего года объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 53%, отмечают в ЦБ РФ. По мнению Сергея Удалова из «Автостата», ожидание новых правил также способствует росту выдачи автокредитов.

Из-за новых требований ЦБ РФ процесс выдачи автокредитов усложнится, считают в банке «Открытие». В организации отмечают, что сейчас большинство банков при определении рисков могут использовать только доходы клиента, которые он указал в анкете.

Источник: legion-media / Wellnhofer Designs

— В связи с новыми правилами банки начнут запрашивать у клиента документы, подтверждающие его доход. Усилится конкуренция за клиентов с низкой долговой нагрузкой, ставки могут быть выше для тех, у кого сильнее закредитованность. Скорее всего, будет расти доля выдач в сегменте новых авто, где доля закредитованных заемщиков меньше, — сообщили «Известиям» в пресс-службе банка «Открытие».

Несмотря на сохранение ключевой ставки на прежнем уровне, 90% банков-партнеров по автокредитованию реализовали увеличение процентной ставки по автокредитам с 1 июня в среднем на 1,1%, рассказала «Известиям» заместитель генерального директора по финансовым сервисам ГК «Автодом» и ГК АвтоСпецЦентр Жанна Специальная.— Мы уже научились работать с высокой ставкой, а клиент смирился с ее уровнем. А вот научиться работать с ужесточением требований к заемщикам нам предстоит только в июне. Для этого у нас есть в помощь новые продукты, — отметила она.

Автокредит, как ипотека

Серьезные опасения у специалистов вызывает увеличение сроков, на которые оформляются автокредиты. По данным Национального бюро кредитных историй, в начале 2024-го средний срок автоссуды составлял 5,47 года, а в 2023-м он был менее пяти лет.

По словам вице-президента НАС Антона Шапарина, сейчас нередко люди берут автокредит на 7−8 лет. С учетом высоких ставок по таким займам они фактически отдают за автомобиль двойную цену.

Источник: Freepik

— Автокредит уже вполне можно называть «автоипотекой»: сроки выплат этих займов уже достаточно близки к срокам, на которые берутся кредиты на покупку недвижимости. При том что в отличие от квартиры в процессе эксплуатации стоимость автомобиля только снижается, — отметил он.

С ним согласен главред «За рулем» Максим Кадаков. Он также считает, что ссуды на приобретение машины по своим срокам в ряде случаев уже близки к ипотечным займам.

Кирилл Сазонов, Роман Солдатов