НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Ретрообзор: вспоминаем Toyota RAV4 первого поколения

31 октября 2024 10:02
В этом году модели Toyota RAV4 исполняется 30 лет

Это значит, что кроссоверы 1994 года выпуска официально могут называться олдтаймерами. Что может весьма неплохо сказаться на их стоимости. Дожившие до наших дней ухоженные экземпляры подрастут в цене. Что неудивительно. Несмотря на массовость автомобиля, именно первые экземпляры модели, задавшей стандарты нового класса автомобилей, представляют интерес для энтузиастов и даже коллекционеров.

Источник: Toyota

Удивительно, но поначалу даже в самой компании Toyota не вполне представляли, что их разработка буквально перевернет автомобильный рынок. Представьте себе: на дворе 1989 год. Toyota — гигантская корпорация с колоссальными мощностями. И где-то в отдельной каморке дизайн-бюро несколько энтузиастов параллельно с основной работой «рисуют» нечто несерьезное под индексом 153T. Трехдверный компактный автомобиль для веселых и необязательных выездов за город. Во время куда более смелых экспериментов этот даже не проект, а набросок — всего лишь один из многих. В том же году в Токио это пучеглазое поделие выставляется как концепт под названием Toyota RAV Four. Автомобильчик будто сам в шоке: что он забыл тут, между гостем из будущего Toyota 4500GT и задавакой-стритрейсером Toyota SERA?

Источник: Toyota

Проходит два года. В 1991 дают «зеленый свет» проекту странного автомобиля, который еще на этапе задумки не блещет ни ездовыми характеристиками в городе, ни внедорожными качествами, ни визионерским дизайном. Причем условия, при которых эта машина имеет хотя бы какой-то шанс увидеть свет, очень жесткие: никаких мощных моторов, серьезной внедорожной трансмиссии, передовых электронных решений. Машина из соображений экономии должна будет строиться на компонентах моделей Corolla и Carina. Скучнее может быть только техзадание на носовой платок. Такая себе заявка на победу, если учесть, что в этот момент умами автолюбителей всецело завладели совсем другие «японцы»: омологационные street-legal версии гоночных и раллийных монстров.

Идет 1993 год. На токийском автосалоне впервые представлен концептуальный прототип Toyota RAV4. Когда на одном стенде стоят Toyota Celica GT-four RC в спортивной ливрее, а рядом — увеличенная до размеров обычной игрушечная машинка жизнерадостных цветов — кто из них будет шоу-стоппером?

Источник: Toyota

Наконец, 10 мая 1994 года Toyota официально презентует свою модель (да первые иллюстрации к пресс-релизу были черно-белые, сейчас в это трудно поверить). Мало того, в Toyota до сих пор не смогли найти внятного объяснения назначению этого автомобиля. RAV4 расшифровывается как Recreational Active Vehicle 4 Wheel Drive (полноприводный транспорт для активного отдыха). «Это совершенно новая концепция, объединяющая в себе качества легкового автомобиля и компактного внедорожника». Развлекательный характер машины подчеркивает редкая опция: два съемных люка на алюминиевой крыше. Почти кабриолет, да.

Источник: Toyota

Конкретными целями, ради которых, по мнению отдела маркетинга Toyota, покупатель должен принести дилеру свои йены или доллары, должны стать «просторный салон, прогрессивный внешний вид, хорошие ездовые качества и защита окружающей среды». Очевидно, последний пункт был добавлен, как сказали бы сейчас, чтобы «отработать повестку» — как раз в это время экологический апокалипсис был одной из самых раскрученных медиастрашилок. В телеэфире по всему миру крутят ролики с истерзанными бельками, морями крови в зоне китобойного промысла и покрытыми нефтяной пленкой птицами. За китов и разлитую нефть, кстати, больше всего достается именно японцам. Но где бельки, а где RAV4? Для единения с природой у него были разве что опциональные откидной столик и натяжной тент для пикника (что еще раз указывает на то, как сильно промахнулись создатели RAV4 с изначальной концепцией).

Источник: Toyota

В первых обзорах нового автомобиля журналисты тоже путаются в показаниях. Суровый мир вымазанных в солидоле каждый уикенд рук просто не позволял поставить «это» на один уровень с покорителями бездорожья. В России, например, некоторое время существовал термин «пляжный внедорожник» — помните такое? И если версия с двигателем в 178 л.с., и полным приводом, пусть и без блокировок, еще имела какой-то смысл, то что за недоразумение — переднеприводный вариант с двигателем в 138 л.с.?

Источник: Toyota

А дальше случилось необъяснимое. Несмотря на все вышеперечисленное, автомобиль нравился. И внешне, и своим характером. Он обладал индивидуальностью, а еще, как оказалось, надежностью и… практичностью. Машину, пусть и не сразу, раскусили совсем не те, на кого изначально делали ставку автопроизводители — обеспеченная родителями молодежь, покупающая себе вторые «колеса» в качестве fun car. Машина приглянулась замужним женщинам. А именно они владеют кошельками своих мужей — а значит, всего мира. И уже меньше через год, вдогонку, в марте 1995 на Женевском автосалоне предоставили более практичный пятидверный вариант, который, наконец, окончательно воплотил формулу успеха кроссовера.

Источник: Toyota

И тут у Toyota, что называется, «пошла карта». Изначальный предполагаемый объем производства — 2000 машин в месяц. Но всего за оставшиеся полгода было продано 55 074 экземпляра. Продажи росли, как на дрожжах. Машину расхваливали и расхватывали. Если эксперты еще привычно пытались впихнуть концепцию RAV4 в какую-то нишу, покупатель решил по-своему. Машина высокая, с великолепным обзором, тихим и плавным ходом, багажником, полным покупок, высоким уровнем безопасности, ломаться не хочет, аппетиты скромные, недорогая и простая в обслуживании. А вне дорог она едет ровно настолько, насколько это может быть нужно обычному человеку, не болеющему рыбалкой, охотой или ралли Париж-Дакар.

Источник: Toyota

Пожалуй, со времен VW Golf I в сегменте массовых автомобилей не было такой тихой революции, последствия которой мы наблюдаем по сей день. Кроссоверы (от гигантских до совсем крошечных) потеснили сегмент сугубо городских машин так уверенно, что тем стало тесновато на рынке. Дорогие брутальные внедорожники, как выяснилось, тоже нужны далеко не всем. Спрос на такой усредненный автомобиль, который «и в пир, и в мир, и в добрые люди», был, только сам рынок начала 90-х еще об этом не догадывался. И уже в 1997 году автомобиль гроздьями собирал в разных странах и ассоциациях награды «автомобиль года».

До сих пор Toyota RAV4 — это бестселлер, родоначальник класса компактных кроссоверов. Он изменил рынок, наполнив его более или менее успешными подражателями и последователями.

Сейчас на вторичном рынке в России у него особая специфика ввиду солидного возраста и высокой изначальной надежности. Как любой модный поначалу автомобиль, он быстро менял первого владельца на второго, терял в цене, трудился на износ, и при этом ремонтировался не по регламенту, а когда уже что-то отвалилось. Легендарная «неубиваемость» Toyota в этом смысле сыграла злую шутку. Это, а также быстрый переход из состояния интересной игрушки в сугубо утилитарный автомобиль, привели к тому, что на рынке Toyota RAV4 первого поколения редко встретишь в состоянии, близком к идеалу. Во всяком случае, гораздо реже, чем любой седан, купе или родстер того же года выпуска.