НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Что лучше: «автомат» или «механика»

15 мая 2024 12:30
Автомобилисты часто спорят на «вечные» темы: иномарка или отечественный автомобиль, новая машина или подержанная и т. д. И, конечно, куда тут без разговоров о трансмиссии — «автомат» или все-таки классическая «механика»? Разберемся в вопросе вместе с экспертами.

Преимущества и недостатки есть у всех типов автомобильных трансмиссий. «Механика» у нас до сих пор считается традиционной коробкой передач для тех, кто не доверяет современным, автоматическим. Однако в сегменте дорогих спорткаров «автомат» — не всегда благо. В этом классе третья педаль уже давно стала экзотикой, за которую автомобильные энтузиасты готовы доплачивать (а в сегменте представительских седанов, к примеру, она и вовсе давно исчезла). Разберемся, кто прав, и какой вид трансмиссии лучше.

Что такое коробка передач в машине

Коробка передач — это связующее звено между двигателем и ведущими колесами. Оно используется в автомобилях для изменения передаточного отношения. По способу управления коробки передач делят на механические и автоматические, однако в истории мировой автоиндустрии были еще и модели с полуавтоматическими коробками, оснащенными вспомогательными механизмами. Например, с кулисой переключения передач, но без отдельной педали сцепления.

Чем отличается механическая коробка передач от автоматической

Механическая коробка передач требует большего участия водителя в управлении автомобилем: во время разгона и торможения надо задействовать левую ногу для нажатия на педаль сцепления, а также орудовать рычагом коробки передач на центральной консоли (иногда его располагали и на рулевой колонке).

Машины были оснащены механическими коробками еще на заре автомобилизма, однако в середине XX века появились модели с автоматическими трансмиссиями, которые облегчали жизнь водителю, снимая с него ответственность за выбор передачи во время движения. И с тех пор доля машин с такими коробками продолжает расти.

Источник: Lada

Механическая коробка

Позволяет водителю самостоятельно выбирать передачу в зависимости от дорожных условий. До недавних пор машины с такими коробками считались более экономичными и динамичными, чем аналогичные модели с автоматическими трансмиссиями, однако по мере развития «автоматов» с приходом нового тысячелетия ситуация начала меняться в обратную сторону.

Впрочем, автомобильные пуристы по-прежнему отдают предпочтение механическим коробкам, хотя управление машиной с «механикой», как правило, требует определенных навыков и регулярной практики.

Источник: Авто Mail

Автоматическая коробка

Минимизирует участие водителя в работе трансмиссии: во время разгонов и торможений достаточно нажатий на педали акселератора и тормоза, педаль сцепления отсутствует. Для движения вперед селектор «автомата» надо перевести в положение D (Drive), назад — R (Reverse). Для перехода в нейтраль предусмотрено положение N (Neutral), однако для стоянки есть отдельная секция P (Park) с парковочной блокировкой.

На некоторых селекторах «автоматов» встречаются также режимы S (спортивный Sport или зимний Snow в зависимости от модели коробки), M (Manual, ручной режим для самостоятельного выбора передачи) и L (Low, для перехода в диапазон пониженных передач).

Источник: legion-media

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач

Несмотря на более высокий уровень комфорта при управлении автомобилем с автоматической коробкой передач, недостатков трансмиссии такого типа, увы, не лишены. Поэтому вместе с плюсами необходимо помнить и о минусах «автомата» при выборе автомобиля.

Плюсы

  • Удобство при ежедневной эксплуатации автомобиля: особенно полезными автоматические коробки оказываются на дорогах с интенсивным движением и в городских заторах.
  • Возможность оснащения автомобиля современными дорожными ассистентами и системами безопасности: адаптивный круиз-контроль, функция автоматического экстренного торможения и комплексы автономного вождения куда проще внедрить в машину с «автоматом». В аварийных ситуациях, когда вспомогательная автоматика берет управление на себя, ей необходим контроль в том числе и над коробкой передач — отчасти поэтому «механика» сегодня все реже встречается на новых машинах с развитой электроникой.
  • Динамика в предельных режимах: современные роботизированные трансмиссии с двумя сцеплениями молниеносно переключают передачи, способствуя дополнительному ускорению машины во время разгона — «механика» в руках даже опытного пилота, увы, не может тягаться с такими коробками. Впрочем, старые задумчивые «автоматы» все же проигрывают механическим коробкам по части динамических возможностей.
  • Расход топлива: опять же, современные коробки чаще радуют хорошей экономичностью, работая в паре с двигателем внутреннего сгорания. Но классические «автоматы» образца 25-летней давности (и старше) были куда более прожорливыми.

Минусы

  • Цена: на бюджетных моделях с «механикой» в базовых комплектациях за модификацию с автоматической трансмиссией часто приходится доплачивать. Хотя в сегменте экзотических суперкаров, где «механика» по-прежнему ценится выше, машины с тремя педалями нередко оказываются дороже моделей с автоматическими коробками.
  • Ремонт и обслуживание: «автоматы» устроены сложнее традиционных механических коробок, поэтому они чаще требуют внимания. И ремонт трансмиссии такого типа часто оказывается дороже.
  • Изолированность водителя от управления коробкой во время движения: проблему отчасти решают ручные режимы переключения, но заменить тактильные ощущения от работы с классической «механикой» они, к сожалению, не в силах.
Источник: Unsplash

Преимущества и недостатки механической коробки передач

«Механика», как и «автомат», тоже обладает своими особенностями. Машины с механическими коробками передач продолжают терять популярность на российском рынке новых автомобилей: несколько лет назад «автомат» сравнялся с «механикой» в статистике продаж, а потом продолжил отбивать покупателей у моделей с тремя педалями, перехватив лидерство.

Плюсы

  • Цена: сегодня доступность машин с «механикой» в большинстве случаев остается чуть ли не главным преимуществом на фоне аналогов с «автоматом».
  • Ремонт и обслуживание: на фоне моделей с автоматическими коробками машины с «механикой» требуют меньше внимания и в среднем служат дольше. Хотя встречаются исключения из этого правила — особенно неудачные механические коробки не отличаются надежностью, а некоторые «автоматы» иной раз могут работать без проблем и на пробегах за 500 тысяч километров.
  • Удовольствие от вождения: конечно, далеко не всем нравится вручную переключать передачи, однако в кругах автоэнтузиастов «механику» ценят за вовлеченность в процесс управления автомобилем, которой «автомат» лишен.
  • Буксировка прицепов: в отличие от «механики», не все автоматические коробки предназначены для движения с дополнительным грузом на тросе или фаркопе. Механические трансмиссии лучше приспособлены к такой эксплуатации.

Минусы

  • Дискомфорт в пробках: водители машин с «механикой» часто жалуются на усталость в городских заторах — левая нога часто находится в напряжении из-за необходимости аккуратно обращаться с педалью сцепления.
  • Риск заглохнуть посреди дороги: один из главных страхов начинающих водителей связан именно с тем, что нехватка опыта может привести к остановке автомобиля из-за ошибки с выбором передачи или грубой работой со сцеплением. Особенно трудно новичкам даются заезды с места на подъеме — именно поэтому упражнение «эстакада» считается одним из наиболее сложных в автошколах.
  • Плохая совместимость с системами помощи водителю: если обычный круиз-контроль на машинах с «механикой» встречается довольно часто, то адаптивную систему, которая способна сама останавливать и ускорять автомобиль, можно внедрить только в сочетании с автоматической коробкой. То же самое касается и другой вспомогательной электроники вплоть до активных систем безопасности и продвинутых комплексов автономного вождения.
Источник: Freepik

Что надежнее: «автомат» или «механика»

Четкого ответа на этот вопрос нет — отчасти поэтому автолюбители так любят спорить о том, какая коробка передач лучше. Но в среднем, если взять два одинаковых автомобиля с разными типами трансмиссии и схожими условиями эксплуатации, версия с «механикой» имеет больше шансов прожить долгую жизнь. Хотя есть и другие факторы: при неумелом обращении с механической коробкой передач ее ресурс будет сокращаться быстрее, а регулярное обслуживание «автомата» может подарить ему много беспроблемных лет и десятков тысяч километров пробега.

Источник: Freepik

На чем лучше учиться начинающему водителю

Если уж знакомиться с автомобильной жизнью, то лучше сразу обучиться более широкому набору навыков и выбрать машину с механической коробкой передач в автошколе. Даже если вы планируете приобретать автомобиль с «автоматом», умение обращаться с «механикой» помогает лучше понять, как работают узлы машины. И кто знает, когда вам пригодятся навыки вождения автомобиля с механической коробкой: аренда машины с «механикой» в отпуске, вылазки на отечественном внедорожнике на рыбалку, тест-драйв классического олдтаймера. А еще обучение и сдача экзамена на машине с «автоматом» лишит вас права управлять машиной с механической коробкой из-за особой пометки в водительском удостоверении.

Отзывы экспертов

Автоматические трансмиссии бывают разных типов, и при выборе автомобиля в них тоже надо разбираться: они отличаются друг друга с технической точки зрения и потому обладают разными особенностями. Об отличительных чертах их работы рассказывает Елена Гольцова, генеральный директор компании Ixen Motors Rus, официального дистрибьютора бренда Forthing в России:

— Автоматические трансмиссии подразделяются на три главных вида: классический автомат (гидротрансформатор), роботизированная трансмиссия и вариатор. У каждого из типов коробок есть свои преимущества. Классический автомат считается наиболее надежным, преимущество «робота» — высокая динамика, а вариаторы ценят за плавность хода.

Вопросы и ответы

Мы собрали наиболее популярные вопросы о типах автомобильных трансмиссий и о том, машины с какими коробками надо выбирать в зависимости от тех или иных условий эксплуатации. А также пригласили экспертов, чтобы они поделились ответами и полезными советами.

Источник: РИА Новости

На чем лучше сдавать на права: на «автомате» или «механике»?

Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево»:

— Выбор «механики» или «автомата» — это вопрос личных предпочтений будущего автовладельца. Управление автомобилем с АКПП более комфортное, «механику» ценят любители скорости. Стоит также учитывать имеющиеся ограничения ПДД, чтобы определиться с системой обучения. Получив права категории В с пометкой «АТ», владелец не сможет по закону управлять автомобилем с механической коробкой передач. Нарушение этого требования грозит штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей — статья 12.7 КоАП РФ. Права с пометкой «М» дают возможность управлять автомобилем как с механической, так и с автоматической коробкой передач.

Обучение управлению автомобилем на «автомате» стоит дороже, так как сами такие авто превосходят по стоимости транспортные средства на «механике», их ремонт более дорогостоящий. Это учитывают компании, которые занимаются обучением на права.

Источник: Scharfsinn

Почему «автомат» дороже «механики»?

Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «ГК Expocar»:

— Конструкция «механики» очень проста. А другие коробки технически сложнее. Классический «автомат» состоит из множества фрикционных дисков, прокладок, фильтров, гидромуфты и других элементов. А еще у таких коробок сложные блоки управления.

Можно ли сесть за механическую коробку передач, если получил права на «автомат»?

Елена Гольцова, генеральный директор компании Ixen Motors Rus:

— Автомобилисты, учившиеся водить на автомобиле с «автоматом», не допускаются к управлению машиной с механической трансмиссией. Им разрешено управлять исключительно автомобилями с АКП. Это главный минус обучения на «автомате».

Эксперты:

Елена Гольцова, генеральный директор компании Ixen Motors Rus, официального дистрибьютора бренда Forthing в России

Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево»

Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «ГК Expocar»