НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Датчик АБС: что это такое, как он работает и для чего нужен

25 октября 2024 15:56
Ключевой элемент антиблокировочной системы — одной из самых важных систем безопасности в современных автомобилях — датчик АБС. Вместе с экспертами рассказываем, как он работает, нужно ли за ним следить, чтобы продлить срок его службы, и как определить неисправность

На серийных автомобилях первые антиблокировочные системы начали появляться еще в начале 1970-х. В наше время АБС входит в списки обязательного оснащения для новых легковых машин практически во всех странах с развитой дорожной инфраструктурой. Обеспечить эффективную работу антиблокировочной системы позволяет датчик АБС, ведь эта система опирается преимущественно на него. Поэтому важно хотя бы примерно понимать, как он устроен, и знать, как обеспечить его бесперебойную работу в автомобиле.

Компоненты антиблокировочной системы тормозов (1972)
Источник: Mercedes-Benz

Что такое датчик АБС

Для начала разберемся, что такое АБС. Эта аббревиатура расшифровывается как «антиблокировочная система» (иногда ее пишут латиницей — ABS, anti-lock braking system). Антиблокировочная система предотвращает блокировку колес автомобиля во время резкого торможения или на скользком покрытии для сохранения управляемости и устойчивости машины.

АБС состоит из трех ключевых элементов:

  • электронного блока;
  • датчиков на колесах;
  • управляющих клапанов в тормозной системе.

Датчики на ступицах колес подают сигналы электронному блоку. А он, в соответствии с полученными данными, регулирует работу управляющих клапанов тормозной системы.

Грубо говоря, блок АБС исполняет роль регулирующего органа, а клапаны — исполнительного, в то время как датчик АБС — своего рода наблюдатель, который инициирует работу всей системы.

Типы датчиков АБС

В зависимости от типа датчиков, которые используются в той или иной антиблокировочной системе, меняется и общая эффективность ее работы. Чаще всего датчики АБС делят на две категории: активные и пассивные. Но есть также вспомогательные датчики, которые иногда выделяют в отдельные группы: магниторезистивные и индукционные.

Активные датчики

Как правило, располагаются ближе к ступице колеса и считаются более точными. Правда, будучи загрязненными, они могут давать сбои в отслеживании скорости вращения колес и не всегда адекватно реагировать на изменения дорожных условий.

Пассивные датчики

Появились значительно раньше, а еще они, в отличие от активных, располагаются у обода колеса. Они более устойчивы к грязи, снегу и льду, равно как и к незначительным механическим повреждениям, но точность их работы не столь высока, как у активных.

Магниторезистивные датчики

Их ключевая особенность сводится к принципу работы: магниторезистивные датчики чувствительны к магнитному полю и четко реагируют на изменения сопротивления, обеспечивая точную работу активных датчиков АБС.

Индукционные датчики

Индукционные датчики, в отличие от магниторезистивных, следят за индукцией в проводящей обмотке: любое изменение скорости вращения колеса, приходящее в блок управления антиблокировочной системы, тут же обрабатывается электроникой и отражается в действии тормозов. Такие датчики не столь оперативны, как магниторезистивные.

Источник: Авто Mail

Где находится датчик АБС

Опытный механик может определить местонахождение датчиков АБС на автомобиле невооруженным глазом, однако не столь хорошо знакомый с техническими нюансами водитель едва ли точно скажет, где они находятся. Объясняем.

Передний

Датчики АБС устанавливают на все колеса, поэтому найти их можно и спереди и сзади. Под капотом располагается блок АБС, который принимает сигналы с датчиков. В случае неисправности антиблокировочной системы диагностировать наверняка придется не только сами датчики, но и электронику, мозговой центр которой спрятан в моторном отсеке.

Задний

На задней оси датчик АБС надо искать в ступице одного из колес — для его обнаружения, скорее всего, придется снимать колесо с автомобиля. Если не знать, на что смотреть, то найти его с первой попытки едва ли удастся. Объясняется это тем, что выглядит активный датчик довольно неприметно. Пассивный же надо искать на самом колесе.

Источник: Mercedes-Benz

Как работает датчик АБС

Во время замедления автомобиля в гидравлической тормозной системе нарастает давление, которое подводит колодки к тормозным дискам. Их приближение принудительно снижает скорость движения машины, не позволяя ей дальше продолжать катиться по инерции.

Датчики антиблокировочной системы следят за давлением, идущим от гидравлики на разные колеса. После превышения допустимого порога колеса начинают блокироваться и скользить, тем самым теряя сцепление с дорогой. Датчики отправляют сигнал в блок АБС для сброса давления в системе — это позволяет колесам замедлять автомобиль на пределе сцепных свойств шин. При этом сохраняется предельная эффективность тормозов и не допускается начало скольжения.

Частота реакций активных датчиков АБС достигает 20 операций в секунду: во время работы они следят за динамикой изменений электромагнитного поля. В случае рассекания этого поля импульсное кольцо отправляет сигнал в катушку. Она в свою очередь передает информацию в блок управления — для последующего механического вмешательства в работу тормозов.

Источник: Freepik

Признаки проблем с датчиком ABS

Определить неисправность именно датчика АБС, а не элементов гидравлической тормозной системы и других узлов, так или иначе принимающих участие в замедлении автомобиля, не так-то просто. Но некоторые факторы если не прямо указывают на то, что источник проблем — это датчик, то хотя бы косвенно. А заодно появляется предлог, для того чтобы на всякий случай проверить вообще всю тормозную систему.

1. Иконка на приборной панели

Бортовой компьютер начнет бить тревогу, если заподозрит неладное — хотя стопроцентной уверенности в том, что в ошибке виноват датчик АБС из-за одной лишь тревожной иконки, увы, нет. Но признаком возможных проблем с ним она, безусловно, является.

2. Вибрация на педали тормоза

Если в ходе не самого резкого торможения педаль начинает дергаться, а из недр автомобиля доносятся похожие на скрип посторонние звуки, то это антиблокировочная система, вероятно, перестаралась на ровном месте. Но если такие симптомы случаются регулярно, лучше проверить датчик АБС.

3. Скольжение в ходе резкого торможения

Когда колеса на асфальте блокируются, покрышки начинают монотонно визжать во время замедления. Одного этого звука уже достаточно, чтобы проверить состояние антиблокировочной системы. По всей видимости, она перестала работать — и не исключено, что виноват в этом именно датчик.

Источник: legion-media.ru / Dreamstime

Как проверить неисправность датчика АБС

Для того чтобы установить неисправность датчика антиблокировочной системы, не всегда нужны какие-то специальные приборы. Однако их использование не только облегчит задачу, но и поможет более точно определить диагноз. К числу таких приборов относятся, например, осциллограф и мультиметр. Расскажем, как они работают.

1. С помощью осциллографа

Осциллограф считывает электрические сигналы датчика ABS. С помощью этого прибора можно установить форму и частоту сигнала: таким образом он позволяет обнаружить любые отклонения в работе датчика. Правда, расшифровка и последующий анализ результатов проверки осциллографом потребует опыта и определенных навыков работы с этим оборудованием.

2. С помощью мультиметра

Проверка датчика с помощью мультиметра подходит для предварительной оценки его состояния. Первым делом надо проверить целостность проводки, а затем — сопротивление датчика, сравнив его показания с рекомендуемыми параметрами, которые заявлены в руководстве по эксплуатации автомобиля. Для проверки датчика мультиметром нужно отсоединить разъем датчика от электронного блока управления, а затем измерить сопротивление между контактами датчика, использовав прибор в соответствующем режиме. Если измеренное сопротивление не соответствует значениям из технической документации автомобиля, то весьма вероятно, что датчик АБС неисправен.

3. Без специального оборудования

Если для того чтобы выявить поломку датчика АБС, у вас нет желания осваивать осциллограф или мультиметр (который, к слову, не всегда способен точно установить неисправность), можно доверить эту операцию профессионалам. Иногда проще записаться в сервис и провести диагностику узла, в исправности которого вы не уверены, с помощью высокоточного сканера. Особенно это важно, когда речь заходит о датчике АБС: его работа напрямую влияет на вашу безопасность.

Источник: Freepik

Можно ли ездить с неисправным датчиком АБС

Любая поломка в автомобиле так или иначе отражается на безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения, а потому требует внимания. Датчик АБС — один из наиболее важных элементов тормозной системы, который помогает водителю в трудных условиях, когда тот не готов вовремя среагировать из-за переменчивого состояния дорожного покрытия или неправильно выбранного скоростного режима.

С технической точки зрения ездить с неисправным датчиком АБС можно, но выезжать на дороги общего пользования с такой поломкой категорически не рекомендуется: характер торможений становится нестабильным, в результате чего риск ДТП повышается. Помните: безопасность на дороге превыше всего!

Советы по эксплуатации датчика АБС

Продлить жизнь датчика АБС можно не только посредством фактического воздействия на него, но и с помощью грамотно реализованного бездействия. То есть важно не допускать грубых ошибок во время поездок за рулем автомобиля. Однако своевременную диагностику и ремонт по мере необходимости никто не отменял. Вот несколько простых, но действенных советов по эксплуатации.

1. Аккуратная езда

Не допускайте резких торможений, перегрева тормозных узлов, чрезмерного износа тормозных дисков и колодок. Также избегайте глубоким ям, кочек и других препятствий на дороге — это минимизирует вероятность повреждения колес и тормозов, вы так или иначе сохраните работоспособность датчика АБС.

2. Регулярная диагностика

Это едва ли не самый очевидный совет в отношении того или иного узла автомобиля, когда речь заходит о его эксплуатации. Важно следить за тормозной системой, а также ее помощниками — АБС и ее ключевыми элементами. Не жалейте времени и денег на проверку состояния вашей машины.

3. Своевременная замена покрышек

Это касается не только сезонной переобувки, но и замены износившихся старых шин на новые. Дело в том, что с утратой сцепных свойств даже на сухом асфальте покрышки начинают скользить в совершенно безобидных условиях, провоцируя блокировку колес, с которой АБС придется бороться все чаще. В ситуациях, когда антиблокировочная система не просто бдит, а экстренно включается в работу, предотвращая непредвиденный занос, тормоза изнашиваются быстрее. Датчик АБС от этой шоковой терапии может испортится.

4. Контроль давления в шинах

Андрей Коромыслов, технический специалист Zaufer Autoparts, рекомендует следить за давлением в шинах:

— Снижение или увеличение давления влияет на диаметр колеса и на точность показаний датчика скорости его вращения. Данные по необходимому давлению приведены в инструкции по эксплуатации и продублированы на табличке внутри салона автомобиля.

Источник: Freepik

Вопросы и ответы

Мы попросили экспертов автомобильной отрасли ответить на самые популярные вопросы о датчике АБС: неисправностях антиблокировочной системы, замене и ремонте датчика в случае поломки.

Что делать, если загорелся индикатор неисправности АБС?

Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево»:

«Индикатор неисправности антиблокировочной системы (АБС) может загораться в случае проблем с колесными датчиками, при нарушениях автопроводки, неполадок в системе управления АБС или перегорания предохранителя. Самостоятельно можно проверить целостность контактов датчиков АБС, убедиться в отсутствии следов коррозии или обрыва проводов. Если внешне причину неисправности установить не удалось, лучше обратиться в специализированный сервисный центр для полной диагностики системы».

Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «ГК Expocar»:

«Загоревшийся индикатор неисправности АБС не всегда указывает на фактическое прекращение работы этой системы. Иногда индикацию провоцирует низкий уровень тормозной жидкости. В первую очередь необходимо проверить его. Чаще выходит из строя датчик скорости, который напрямую влияет на работу системы АБС. Также может сгореть предохранитель. В более серьезных случаях причиной становится неисправность модуля управления системой АБС или выход из строя гидравлического насоса. Продолжать движение с горящим индикатором можно, но стоит понимать риск неработающей системы АБС. Лучше всего незамедлительно обратиться в сервис».

Можно ли самостоятельно заменить датчик АБС?

Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «ГК Expocar»:

«Теоретически заменить датчик скорости (АБС) возможно. Его не нужно прописывать специальным оборудованием — достаточно правильно подключить. Но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, причина индикации антиблокировочной системы может быть вызвана не самим датчиком. Во-вторых, важно точно знать номер необходимой детали и не попасть на подделку. В-третьих, нужно безошибочно подключить сам датчик. В силу этих причин более безопасный вариант — замена датчика в сервисном центре».

Можно ли снять датчик АБС?

Андрей Коромыслов, технический специалист Zaufer Autoparts:

«Снять датчик, конечно, можно — но никакого практического смысла в этой операции нет, а вреда может быть много: система ABS останется по-прежнему неработоспособной, внутрь отверстия под датчик будет попадать большое количество грязи, которая неизбежно приведет к проблемам со ступицей, коррозия уничтожит вращающийся задающий элемент, вода и грязь будет проникать внутрь ступичного подшипника, который также скоро выйдет из строя. Однозначно эксплуатировать автомобиль со снятым датчиком и нерабочей ABS не нужно».

Эксперты:

Андрей Коромыслов, технический специалист Zaufer Autoparts
Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево»
Александр Ковалев, руководитель пресс-службы «ГК Expocar»