Вы можете не знать, как они называются, но видите их повсюду: многочисленные оттенки красного, синего, серого, зеленого, коричневого, кремового, угольного, черного, белого, золотистого и серебристого. На самом деле у них довольно витиеватые имена — «Платиновый неон», «Небесный топаз», «Благородный агат», «Терракотовый сапфир» и тому подобное.
Значение и смысл цвета
Краска — один из ключевых элементов автомобильного дизайна. Правильный цвет может придать машине определенный характер. Хорошо подобранный колер сделает автомобиль роскошным и исключительным, а взятый наобум — обыденным и утилитарным. С их помощью, например, дедушкин драндулет запросто превратится в машину мечты для подростка.
Однако, выезжая на дорогу или паркуясь возле торгового центра, мы с вами сегодня почти не видим какого-либо буйства красок и феерии сочных оттенков. Это больше похоже на временах Ford Model T, которое можно охарактеризовать знаменитой фразой Генри Форда: «Любой цвет автомобиля хорош, если этот цвет — черный».
Можно подумать, что спустя более чем 100 лет после того, как автомобили начали сходить с конвейера, мы вновь вернулись к своим истокам — многочисленным оттенкам серого. Вы только взгляните на статистику популярности автомобильных цветов в мире за последние годы. В топе там стабильно держатся белый, черный серый и серебристый.
А между тем, цвет машины влияет на ее стоимость. И выбирая в салоне дилера новый авто редкого и необычного колера, вы почти наверняка переплатите по сравнению с другими вариантами. Но продавая своего «железного коня» на вторичке через несколько лет, наоборот, можете потерять в цене или будете дольше искать покупателя, чем хозяин такой же машины в простецком окрасе одного из оттенков серого.
Как оказалось, за время недавней рецессии многие потребители стали стесняться ярких вещей и когда дело доходило до выбора новой машины большинство предпочли перестраховаться с цветом. И эта тенденция сохранялась на мировом рынке на протяжении многих лет.
Поэтому вероятность увидеть в продаже большое количество авто каких-то смелых и кричащих оттенков сейчас невелика. Например, насыщенно-зеленых, сочно-оранжевых или бирюзовых.
С чего все начиналось
В чем причина непопулярности ярких расцветок во времена подъема империи Генри Форда? Неужели всем тогда было настолько грустно и печально, что не хотелось каких-то других автомобилей, кроме черных? На самом деле — нет. Как утверждает немецкий историк автомобильного цвета и реставратор Гундула Татт, больше 100 лет назад, на рубеже веков, авто красили в весьма эффектные колеры.
Примерно в 1900 году автомобили представляли собой в основном моторизованные экипажи, поэтому методы их окраски были такими же, как и у традиционных конных повозок — на основе масляных красок.
Само нанесение покрытия было сложным и дорогостоящим делом, а сохнуть такая краска могла по несколько недель. Цвета были потрясающими, но со временем они тускнели и желтели, требуя вновь недешевой покраски.
Это побудило Форда разработать для своих автомобилей специальные эмали. Тогда же выяснилось, что краски темных цветов более долговечны и подходят для поточной сборки машин, поскольку им не требуется много времени для высыхания. Это был большой и важный шаг для массового выпуска автомобилей, поскольку процедуру окраски удалось синхронизировать с работой конвейера.
Но и такая окраска имела свои недостатки. Для нее в промышленных масштабах требовалось больше пространства без летающей в воздухе пыли, волос и ворсинок одежды. Историки поговаривают, что автомобильные маляры на производстве в то время могли красить кузова машин будучи чуть ли не голыми.
Послевоенные цвета
После окончания Первой мировой войны, автомобильная промышленность переключилась с производства военной техники и танков на гражданские машины. Это было время инноваций и развития технологий.
Новые методы позволили распылять краску на кузов, и она сохла на треть быстрее, чем краски на масляной основе. В конвейеры внедрили специальные сушильные камеры и туннели, которые дополнительно сокращают время сушки окрашенного нового авто.
Тогда появилась возможность использовать разные цвета, и автопроизводители начали красить машины в яркие оттенки. В тот же период расцветка авто стала изощреннее. В США стало обычным делом выпускать авто с двухцветными и даже трехцветными кузовами.
В 1920-х годах General Motors совместно с химической компанией Dupont разработали вещество, которое можно было смешивать с разными пигментами для получения новых автомобильных красок всех цветов радуги. Это покрытие высыхало за минуты, а не часы, а также было более долговечным.
Эта новая краска под названием Duco дебютировала на автосалоне в Нью-Йорке в 1923 году на моделях GM Oakland Motor Car Company с десятками вариантов оттенков. С 1925 года ее использовали как для основного цвета кузовов, так и для нанесения на них так называемых «гоночных полос».
Цветовая революция
В те же годы GM активно занялся изучением цветовых предпочтений покупателей. Производитель хотел знать, какого оттенка автомобили, кроме черного, хотят видеть его потенциальные клиенты по всему миру. После биржевого краха в США в 1929 году в цветовой революции наступила пауза. Колеры машин стали тусклыми, мрачными и депрессивными — в зеленых и серых тонах.
Ситуация несколько изменилась в 1930-х годах, когда появилась краска с металлическим эффектом, для производства которой поначалу использовали настоящую рыбную чешую. Это было удовольствие для богатых — в нее красили дорогие авто.
Для создания 1 кг такой краски требовалось примерно 40 кг сельди. Но получаемый перламутровый оттенок краски оправдывал эти средства, так как позволял подчеркнуть изгибы кузовных панелей автомобилей того времени. Простым водителям такая роскошь была недоступна.
Американские производители автомобильных эмалей стали использовать в производстве несколько более дешевую алюминиевую крошку для достижения того же эффекта. Кстати отсыл к рыбным истокам тех металликов можно найти в названиях красок вроде Fish Silver Blue.
К 1940-м годам в оформлении автомобилей стало много хрома. А после Второй мировой войны появились новые технологии, лучше защищающие краску кузовов от старения, выцветания и пожелтения. Тогда же у автопроизводителей снова возник интерес к мнению покупателей.
К началу 1950-х при разработке и выборе цвета для новых моделей помимо результатов опросов клиентов подключилась поп-культура. Вспомните хиппи и их пестро раскрашенные машины. На расцветку машин стали влиять другие события вплоть до модных показов.
После нефтяного кризиса в 1970-х годах потребитель стал больше думать об экологии, а автомобили под этим влиянием стали все чаще красить в земляные оттенки. Единственным исключением в Штатах стал 1976 год, когда по случаю 200-летия принятия Декларации независимости США на североамериканском рынке стали вдруг популярны синие, белые и красные машины.
Почему сейчас цвета такие скучные
Эксперты и историки уверены, что нет какого-то единого события или фактора, повлиявшего на вкусы автомобилистов и вдруг сделавшего в 2000-х года популярными серые, белые и черные оттенки для машин. По одной из версий, в нынешнюю эпоху гаджетов и смартфонов, мы подсознательно можем выбирать новое авто в тех же цветах, что и находящийся в кармане «Айфон», Samsung, Honor или Xiaomi.
Таким образом, казавшийся ранее скучным и обыденным белый цвет в множестве необычных вариантов оттенков с разными эффектами стал теперь популярен и у автомобилей. В этот же список попали серебристо-серый и черный. Учитывая тот факт, что многие водители раз за разом вновь выбирают именно базовые цвета для машины, у компаний нет особого повода отходить от этого проверенного временем «успешного рецепта».
Конечно же, сейчас можно встретить по-настоящему яркие и необычные цвета, на которые тоже есть спрос, хоть и не такой большой. Однако создавая такие колеры для авто, компании должны учитывать, что не всякой машине подойдет тот или иной цвет. И вряд ли «ядовитый» зеленый Green Envy, который использовался «Фордом» на «Мустанге», кто-то выбрал бы для пикапа F-150. Потому большинство брендов предпочитает не рисковать и использует для своих моделей только колеры, которые хорошо продаются.