НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Что в России происходит с производством, импортом и ценами на шины

29 февраля 2024 16:00
Автомобильные шины в России за год подешевели на 5%

Цены сдулись

Сенсацию хотите? Шины подешевели!

— За год средняя цена на автомобильные шины упала на 5%: с 6300 рублей до 6000 за штуку, — заявили «КП» в компании АвтоСпецЦентр (АСЦ).

Причины понятны. Российский рынок активно пополняется недорогой резиной из Китая, а дорогих премиальных брендов становится все меньше — вот «средняя температура» и падает. Впрочем, не только средняя — у топовых марок цены тоже как вкопанные.

Покупал я в прошлом году шины Continental — стоимость колебалась от 16 060 до 16 340 рублей. Сейчас эта же модель в том же магазине продается за 16 190 рублей. А евро, между прочим, за это время подорожал процентов на 20.

Источник: Freepik

Период санкций шинники прошли достойно. Дефицита практически нет. Построенные мировыми гигантами заводы остались и успешно гонят план. По данным АСЦ, за 2023 год в стране было продано 70 млн шин, это на 15% больше, чем годом ранее.

Почти половина пришлась на отечественные бренды, около четверти составил импорт из Китая, остальное — ввоз из других стран и распродажа шин, выпущенных у нас под иностранными брендами еще до санкций. Мои Continental — из этой серии.

В чем секрет такого благополучия? Западные компании, выстраивая у нас мощную шинную промышленность, планировали, что Россия будет обувать (в автомобильном смысле) Европу, США и Канаду. Производственные мощности закладывались с учетом обширного экспорта.

Но уже в апреле 2022 года Евросоюз в рамках очередного пакета санкций запретил ввоз шин из РФ. В результате на наших складах остались огромные залежи резины. Запас для внутреннего потребления оценивался тогда более чем на два года. Так что на этот год качественной резины уж точно хватит.

По данным АСЦ, за 2023 год в России было продано 70 млн шин.
Источник: Freepik

Смотрите, кто ушел

— Американцы первыми прекратили в 2022 году поставки своих шин в Россию, — напомнил «КП» эксперт компании «Колеса Даром» Андрей Молодовский. — Сейчас Goodyear в малом ассортименте поставляется по параллельному импорту, а Dunlop исключены из таких поставок.

Из шести иностранных шинных компаний собственные производства в России остались только у двух: заводы итальянской Pirelli в Кирове и Воронеже, а также предприятие японской Yokohama под Липецком. Но похоже, итальянцы в России скоро останутся в одиночестве: по данным нашего собеседника, японские шинники собираются паковать чемоданы, вот только определятся, кому продать завод.

Остальные предприятия уже перешли в руки российских собственников. Крупнейший в Европе завод финской компании Nokian (Всеволожск Ленинградской обл.) теперь принадлежит российской Ikon Tyres (входит в АО «Татнефть»). Заводы немецкого концерна Continental (в Калуге) и Bridgestone (в Ульяновске) купил российский холдинг S8 Capital, который приобрел и отечественную шинную компанию «Кордиант». Кстати, наши выкупили выпускавшийся в Калуге же бренд Gislaved, и теперь завод носит это имя.

Французский Michelin продал свое производство в подмосковном поселке Давыдово российской компании «Пауэр Интернэшнл-шины».

В ногу с итальянцами идут лишь корейцы — для них тоже бизнес важнее санкций. Своих предприятий у них в России не было, но они продолжают исправно отгружать нам по импорту (не параллельному, а вполне официальному) свои Hankook, Laufenn, Kumho, Nexen и другие.

— Единственное, что могло измениться, это страны, из которых поставляются шины, — уточнил Молодовский. — Например, Hankook и Laufenn прежде поступали к нам с заводов в Венгрии, а теперь — из Юго-Восточной Азии.

Русский шип

Из тех предприятий, где переход от иностранного собственника к российскому прошел наиболее безболезненно, можно отметить завод Nokian Tyres. Сейчас там выпускаются шины под маркой Ikon Tyres.

— Предприятие продолжает выпускать летние и зимние шины, сохранены все производственные процессы и технологии, так что потребители получают продукт с теми же свойствами, что и ранее, — заверили «Комсомолку» на заводе. — Используется то же сырье, которое использовалось финской компанией, в том числе и импортное, включая натуральный каучук из дерева гевеи.

Производственные мощности завода составляют 17 млн шин в год, но ранее ⅔ продукции экспортировалось в более чем 40 стран мира, включая Центральную и Северную Европу, США и Канаду. Сегодня завод работает только на Россию, Казахстан и Белоруссию, так что объем производства сокращен. Насколько — не говорят.

В новом статусе завод уже отметился ноу-хау — инженеры компании придумали инновационный шип для зимних шин Ikon Nordman. На испытаниях он даже превзошел прежний, финский, с гордостью сообщили на заводе.

Летние шины на Ikon Tyres начали производить еще в ноябре прошлого года, так что к весеннему сезону резина будет — премиальные Ikon Autograph и среднего ценового сегмента Ikon Nordman, в дальнейшем это оставшееся от прежних владельцев название будет изменено на Ikon Character. Сами шины (рисунок протектора, состав резины) будут прежними, а название — другим, не фирменным. Таковы условия продажи заводов. (Новые названия старых брендов — см. «Кто есть кто»).

Китайский след протектора

Китайских шин на российском рынке становится все больше, основной наплыв произошел за последние два года.

— Одним из основных преимуществ шин китайских (и тайваньских) марок является широкая линейка, — рассказал Андрей Молодовский. — В результате владельцы практически всех моделей, включая кроссоверы и внедорожники, получили возможность приобретать вместо дорогих иностранных шин достаточно бюджетную китайскую резину.

Источник: Freepik

Однако разобраться в этой «китайской грамоте», что там супер, а что только на докатку, без специальной подготовки непросто.

— Среди китайских шин премиальными считаются такие бренды как Nankang, Triangle, Maxxis, — просветил Андрей Молодовский. — Но их все же не сравнить с европейским премиумом. Сопоставимы, скорее, со средним сегментом, это такие бренды как корейский Hankook, европейские Dunlop, Matador, BFGoodrich, Nordman, Pirelli Formula, а также японские Yokohama и Toyo.

Ступень чуть пониже, из серии «хорошее качество за разумные деньги» — это Evergreen, Linglong. Нужен «крепкий бюджетник» на уровне отечественной «Камы» — вот Kapsen, Sailun.

Дефицит и дороговизна

И все же дефицит есть. Снова обращусь к личному опыту. Весь интернет облазил — нигде не мог найти шипованную низкопрофильную резину 245/40 R17*. Ни за какие деньги. И хоть успокаивали ребята на шиномонтаже, что, мол, «нормально, брат, еще три года поездишь», душа просила обновления. А оно не приходило.

— В дефиците две группы шин — низкопрофильные (это у которых в характеристике шины второй показатель 45 и ниже) и шины с посадочным диаметром от 19 дюймов, обозначается R19, — пояснил Молодовский.

Брендовые марки из этой группы подорожали на 30−80%.

Не хватает и шин для грузовых и коммерческих автомобилей — для них же иностранцы заводов не строили. Потому стоимость отдельных видов резины для таких машин увеличилась в два раза, сообщили в компании АСЦ.

* Шины обозначаются тремя цифрами формата 245/40 R17. Первая цифра — ширина покрышки в миллиметрах. Вторая — отношение высоты (толщины) шины к ширине в процентах. Чем меньше это отношение, тем ниже, тоньше колесо, если смотреть в профиль. Треть цифра — диаметр в дюймах.

Гаражная экономика

Исчезающий топовые иномарки заставили водителей приспосабливаться.

— Появился стабильный спрос на, казалось бы, давно изжившие себя услуги: дошиповка шин (вставка новых шипов на место выпавших) и нарезание (углубление) протектора, — рассказал «КП» директор департамента механического ремонта «Авилон KIA» Вадим Стрельбицкий. — Дело тут не столько в экономии, сколько в том, что люди не хотят расставаться со своими «брендовыми» шинами и всячески пытаются продлить срок их службы.

Тем не менее, настает срок, когда от старых шин пора избавляться. По закону это нужно делать, когда протектор износился до 1,6 мм.

— Я рекомендую менять шины раньше, — говорит Рузанов. — Когда глубина протектора достигнет даже 3 мм, автомобилем уже сложнее управлять, ухудшается сцепление, растет угроза безопасности.

Вопрос — ребром

Когда менять?

Дело, кстати, к весне. Классическая рекомендация — на летнюю резину надо переходить при среднесуточных плюс 5−7 градусах. Но есть нюансы.

— Менять зимние шины на летние я рекомендую при стабильных +5 даже в ночное время, — поделился с «КП» технический директор международной сети автосервисов Fit service Алексей Рузанов. — В южных регионах такая погода устанавливается, как правило, в марте, а в большинстве других — только в мае. Если поторопиться и «переобуться» при первой же оттепели, когда ночью еще подмораживает, то риски попасть в ДТП очень высоки. Летние шины изготавливают из более жесткой резиновой смеси, которая дубеет при малейшем морозе и теряет необходимые свойства. А самый скользкий и опасный период на дороге — это даже не гололед, а таяние, когда влага поверх льда. Как раз, когда ночью подморозило, а утром тонкая корка льда на дороге будет таять. Поэтому я не советую спешить с заменой резины.

Но когда стабильно +10, езда на «зиме» уже только во вред. Как правило, сезон переобувки в средней полосе — с середины апреля до конца мая.

Совет от профи

Летняя резина требует прикатки

«Комсомолка» рассказывала, что новые зимние шины требуют прикатки, чтобы шипы плотнее легли в свои пазы и впоследствии не вылетали. Так вот, оказывается, и новая летняя резина тоже требует прикатки!

— На новых шинах есть заводская масляная пленка, ее необходимо «прикатать», чтобы сцепление с дорогой было оптимальным, — рассказывает собственник и руководитель сети Fit service Николай Погуляев. — Так что после установки новых летних шин, первые 100 км необходимо двигаться плавно, без резких ускорений и торможений.

Источник: Freepik

Рекомендованная скорость при этом — до 60 км/час. Следующие 100−200 км можно прибавить до 100 км/ч, но опять же — без резких маневров. Режим прикатки «сто на сто» (100 км со скоростью 100 км/час) рекомендуют соблюдать не только при установке новой резины, но и вообще при сезонной переобувке. На всякий пожарный.

И еще один совет от профи

— При «переобувке» колеса лучше менять местами, чтобы износ был равномерным, — советует Алексей Рузанов. Грубо говоря, если прошлым летом шина стояла справа, то теперь можно установить ее слева.

Штраф за зимнюю резину

С осени прошлого года за езду с шинами не по сезону начали штрафовать. Но ограничения действуют не круглый год. На штраф можно налететь только если рискнешь выехать на летней резине с 1 декабря по 28 (или 29) февраля, либо если будешь бороздить асфальт шипами с 1 июня по 31 августа. В межсезонье штрафовать не станут. Не будет взыскания и за езду летом на зимней «нешиповке».

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

За что еще оштрафуют

  • За «лысую» резину — если глубина протектора меньше 1,6 мм, либо если шина стерлась до индикатора: почти у всех моделей есть на канавке специальный выступ, и если шина износилась до этого выступа, то использовать ее больше нельзя.
  • За разные шины на одной оси (по размеру, рисунку, степени износа).

Штраф за эти нарушения — 500 рублей (ст. 12.5 КоАП РФ).

Опрос

«Рейтинг удовлетворенности» летними шинами*

  • Bridgestone 9,3.
  • Michelin 9,15.
  • Yokohama 9,06.
  • Hankook 8,93.
  • GoodYear 8,87.
  • Nokian 8,86.
  • Pirelli 8,77.
  • Continental 8,72.
  • Cordiant 8,68.
  • КАМА 8,03.

* По результатам опроса автолюбителей, максимальный балл — 10. Источник: Автостат, 2023 год.

Кто есть кто

Новые названия знакомых брендов*

Новое / Прежнее

  • Gislaved PremiumControl / Continental Premium Contact 5.
  • Gislaved UltraControl / Continental Ultra Contact.
  • Gislaved TerraControl / Continental Cross Contact LX2.
  • Gislaved TerraControl ATR / Continental Cross Contact ATR.
  • Torero / Matador.
  • Ikon Autograph (летние) / Nokian Hakka,
  • Ikon Autograph (зимние) / Nokian Hakkapelitta.
  • Ikon Character / Nokian Nordman.

* При продаже предприятия иностранные компании, как правило, не давали разрешения использовать свой бренд. В итоге названия шин пришлось менять.

Владимир Перекрест