РЖД направила в правительство России предложения усилить ответственность для водителей, нарушающих правила проезда железнодорожных переездов, заявил вчера гендиректор компании Олег Белозеров. По его данным, в 2023 году число подобных инцидентов выросло на 12% по сравнению с 2022 годом (до 245 случаев), 54 человека погибло. «В 100% случаев зафиксирована вина автомобилистов, мы вынуждены предлагать непопулярные меры», — заявил господин Белозеров.
Скорректировать предлагаются ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», пояснили в пресс-службе компании: уголовная ответственность вводится за столкновение с поездом вне зависимости от тяжести последствий.
Компания предлагает также усилить и административную ответственность по ст. 12.10 КоАП, которая применятся при выезде на переезд при запрещающем сигнале светофора. Сегодня суд может назначить штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от трех до шести месяцев (до года при повторном нарушении). РЖД предлагает увеличить минимальный срок лишения прав до шести месяцев, максимальный — до одного года, при повторном нарушении — до двух лет.
«Случаи нарушения правил на железнодорожных путях несут в себе повышенную опасность по сравнению с иными нарушениями ПДД, санкции должны быть исключительными, — заявили в РЖД.— Водители, выезжая на пути, блокируют транспортные коммуникации, создают угрозу жизни, здоровью и безопасности людей. Такая угроза существует как в отношении пассажиров автомобилей, поездов, так и в отношении работников железнодорожного транспорта (в поезде всегда есть локомотивная бригада, а в пассажирском поезде — десятки и сотни людей)».
За последние несколько месяцев на железнодорожных путях произошло несколько крупных аварий. 9 октября 2023 года водитель легковой машины выехал на красный свет на переезде в подмосковном округе Лосино-Петровский недалеко от железнодорожной станции Осеевская, в результате столкнулся с электричкой — двое погибших. 12 ноября на переезде между станциями Янталь и Лена Восточно-Сибирской железной дороги водитель грузовика выехал на пути перед пассажирским поездом, в результате ДТП погибли машинист, его помощник и водитель большегруза. 11 января 2024 года в Ставропольском крае на участке между станциями Светлоград и Мокрая Буйвола водитель легкового авто выехал на регулируемый переезд перед грузовым поездом, машинист также не успел затормозить — в ДТП погибло трое детей.
Ответственность за нарушения на переездах уже была ужесточена три года назад по инициативе Минтранса. Соответствующие поправки к КоАП вступили в силу 1 мая 2021 года. Штраф, применяемый в качестве альтернативного наказания лишению прав, был увеличен с 1 тыс. до 5 тыс. руб., также была отменена 50-процентная скидка при его оплате.
Нередко при ДТП на переездах никто не страдает, лишь происходит задержка движения поездов, обращает внимание глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский: «Даже если речь идет о нескольких часах, неужели это повод для уголовной ответственности?» «Многие нарушения происходят из-за несовершенства железнодорожной инфраструктуры, которую РЖД не хочет модернизировать, — отмечает эксперт.— За последние несколько десятилетий число переездов сократилось втрое, многие закрылись, так как нет денег их содержать. Новые строятся медленно. В результате районы, а иногда и целые города разделены железнодорожными путями. Водители вынуждены нарушать, чтобы не совершать перепробеги, нередко пытаются пересечь пути там, где раньше переезд был». Эксперт также говорит о случаях, когда ДТП случаются по вине дежурных по переезду: несколько лет назад в сети обсуждалось видео, где пассажирский поезд следует на большой скорости при открытом шлагбауме. «Большинство происшествий происходит на неохраняемых железнодорожных переездах, и решать проблему надо иначе — сокращать количество таких мест, а не бесконечно усиливать наказания и переписывать вновь и вновь разные статьи кодексов», — солидарен адвокат Сергей Радько.
«В целом мы поддерживаем ужесточение наказания за нарушение на переездах, но в России должна появиться программа строительства двухуровневых переездов, — заявил “Ъ”, комментируя инициативу, глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев.— В одном уровне должны остаться только технологические переезды. Обязанность государства — решить эту проблему». Еще в 2018 году замглавы Минтранса Сергей Аристов говорил, что «одними штрафами вопрос не решить», пообещав «целый комплекс мер», включая строительство эстакад над путями. «Это стоит довольно больших денег, особенно с учетом того, что почти 90% переездов финансируется на региональном и муниципальном уровнях», — уточнил он. Такая программа, напомним, есть в Подмосковье, в 2024 году в регионе достроят и откроют пять новых путепроводов (в том числе в Аникеевке и Опалихе). Проекты путепроводов в Мордовии, Свердловской, Амурской, Ярославской, Тамбовской, Самарской и других областях заложены также в правительственном пятилетнем плане дорожной деятельности до 2028 года. При этом остается еще очень много одноуровневых переездов, только в Мособласти их 347. В 2019 году, по данным Минтранса, их было более 10 тыс. по всей России.
Иван Буранов