Власти Подмосковья готовятся самостоятельно, не прибегая к услугам ГИБДД, штрафовать и эвакуировать нарушителей правил парковки. Соответствующие полномочия предусмотрены принятыми Госдумой в прошлом году поправками к КоАП РФ, а в среду вступило в силу постановление правительства Московской области, согласно которому минтранс региона получил право принимать соответствующие «правовые акты». Эта мера может привести к увеличению более чем в шесть раз числа эвакуируемых авто, заявляли ранее власти.
Поправки к КоАП, дающие властям Московской области право самостоятельно рассматривать дела по ч. 4 ст. 12.16 КоАП (стоянка и остановка машины в зоне запрещающего знака или разметки), Госдума приняла еще в июне 2023 года. 22 января 2024 года правительство России утвердило соглашение, передающее региону от МВД полномочия по рассмотрению соответствующих составов правонарушений.
7 февраля вступило в силу постановление правительства Московской области № 86-ПП, согласно которому минтранс региона получил право принимать правовые акты, необходимые для выполнения новых функций. Аналогичные полномочия получило Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области.
Штраф для нарушителей ч. 4 ст. 12.16 КоАП, напомним, составляет 1,5 тыс. руб. Если знак оборудован табличкой «Работает эвакуатор», транспортное средство нарушителя доставят на штрафстоянку. СМИ сообщили, что уже с 7 февраля область начнет административную деятельность в рамках соглашения, но из вступающего в силу документа это не следует.
В КоАП зафиксировано, что администрированием должен заниматься назначенный «орган исполнительной власти», при этом протокол будет составляться при «непосредственном обнаружении» нарушения, то есть автоматические камеры использовать нельзя.
В правительстве Подмосковья «Ъ» рассказали, что с нарушителями правил остановки и стоянки будут бороться более 200 сотрудников, которые возьмут под контроль ситуацию на дорогах общего пользования, а также во внутриквартальных и внутридворовых проездах. Инспекторы имеют видеорегистраторы, планшеты для фиксации правонарушений и составления административных дел и портативные принтеры для распечатки протоколов на месте.
«Администрирование осуществляется с помощью мобильного приложения “Проверки Подмосковья”, куда заносится вся информация от момента фиксации до вынесения штрафа», — добавили в региональном правительстве. Ранее полномочия по фиксации неправильной парковки уже были переданы от МВД властям Москвы и Санкт-Петербурга (в 2013 и 2020 годах соответственно).
Этот шаг объясняли необходимостью снять нагрузку с инспекторов ГИБДД и усилить борьбу с нарушителями. Поправки, наделяющие подобными правами Подмосковье, в Госдуму внесли в начале 2022 года. В пояснительной записке было сказано, что областное УГИБДД ежедневно задерживает всего около 300 неправильно припаркованных авто, а нужно более 2 тыс.
Дефицит парковок в Подмосковье возник в результате «неправильной градостроительной политики», а теперь власти хотят «обдирать людей за счет аффилированных эвакуаторщиков», в то же время говорил депутат Николай Коломейцев (КПРФ). Законопроект был принят, несмотря на критику депутатов.
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает, что подобные меры давно назрели. «Фиксация таких нарушений — исключительно гражданская функция парковочной полиции или муниципальной службы, — считает эксперт.— Полицейские с оружием этим заниматься не должны. Чем больше регионов такие полномочия получат, тем быстрее мы наведем порядок с парковками». Ранее было известно, что на право самостоятельно фиксировать нарушения претендуют также Севастополь и Татарстан: соответствующие поправки к КоАП должны быть внесены в Госдуму.
Иван Буранов