В 2023 году на платных участках «Автодора» зафиксировано более 285,7 млн проездов транспортных средств, на 17,9% больше, чем годом ранее. При этом головной участок трассы М-11 от Москвы до Солнечногорска, один из самых дорогих для водителей в России, показал 30-процентный прирост трафика.
На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге в 2023 году установлен рекорд годового трафика за все 12 лет эксплуатации трассы. Несмотря на высокие тарифы, автомобилисты привыкают к платным дорогам и ежегодно пользуются ими все активнее, констатируют эксперты.
По данным «Автодора» (предоставлены по запросу «Ъ»), в 2023 году зафиксировано 285,7 млн проездов по всем платным участкам госкомпании, что на 17,9% больше, чем годом ранее. В 2022 году прирост составил 13,3%.
Наибольший суточный трафик был зафиксирован 12 и 19 августа на пункте взимания платы на 71-м км М-4 в Подмосковье (около 80 тыс. проездов), 20 августа — на 46-м км трассы М-1 (58 тыс.), 24 сентября — на участке Москва—Электроугли М-12 (42,1 тыс.), 30 декабря — по всей М-12 (91,2 тыс.).
В Северо-западной концессионной компании (СЗКК; концессионер участка 15−58-й км на М-11 «Нева») рассказали о «рекордном трафике» с начала открытия дороги в 2014 году: в выходные дни летом 2023 года по трассе проезжало более 100 тыс. автомобилей в сутки, а всего за год по дороге проехало более 22,5 млн транспортных средств, на 30% больше, чем годом ранее. В 2022 году, напомним, динамика на этой трассе была отрицательная — минус 14% (по сравнению с 2021 годом).
«Рост трафика объясняется развитием внутреннего туризма, увеличением количества дачников, — говорят в СЗКК.— Расширение сети платных дорог в целом по стране делает более удобным их использование на дальние поездки. Этим обусловлено увеличение транзитного грузового потока со стороны Санкт-Петербурга в направлении ЦКАД и в обратном направлении».
На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге (ЗСД; концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») в 2023 году было зафиксировано 105,6 млн транзакций, или 71,3 млн поездок (на 3,2% больше, чем в 2022 году). Это является рекордом годового трафика за все 12 лет эксплуатации трассы.
«В отсутствие существенных изменений по инфраструктуре мы наблюдаем продолжающийся эволюционный рост количества пользователей, — пояснила гендиректор ООО “Магистраль Северной столицы” Елена Лукьянова.— Тарифные изменения (цены на ЗСД менялись дважды за прошедший год.— “Ъ”) фактически не отразились на динамике транспортного потока. Мы продолжаем фиксировать высокую востребованность магистрали».
Максимальный дневной трафик и выручку компания зафиксировала 12 мая 2023 года, хотя в предыдущие годы чаще всего рекорд фиксировался в первую пятницу сентября. В компании также заметили рост популярности различных тарифных опций (возможности приобретения скидки за фиксированную плату): «Мы связываем это с ростом частоты использования магистрали постоянными клиентами и стремлением оптимизировать свои затраты».
На Северном обходе Одинцово в 2023 году зафиксировано более 26 млн проездов транспортных средств, что на 7% больше, чем в 2022 году, рассказали «Ъ» в компании «Новое качество дорог» (оператор трассы). В компании упомянули открытие в сентябре платного проспекта Багратиона, который связывает Москва-Сити и МКАД: за четыре месяца по трассе зафиксировано более 2,5 млн проездов.
В «Автодоре», отвечая на запрос «Ъ», также отметили «повышенный» спрос на сезонные поездки пользователей легковых автомобилей в сезон отпусков по М-4, но точных цифр не привели.
По данным Росстата, за девять месяцев внутренний туризм вырос более чем на 16%, говорит научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС Ксения Ростислав. «Многие пользовались платными дорогами, так как это быстрее и удобнее, несмотря на некоторую дороговизну, — полагает эксперт.— Еще есть фактор привыкания.
Поначалу платить за проезд было непривычно и странно, сейчас воспринимается как данность, как плата за комфорт и скорость». «Наши автомобилисты постепенно привыкают к платным дорогам, несмотря на очень высокие тарифы, — соглашается главный редактор журнала “За рулем” Максим Кадаков.— Это слегка пугает, значит, платных дорог в России будет еще больше».
В 2024 году «Автодор» достроит и откроет движение на обходе Твери в составе М-11, завершит благоустройство М-4 в Воронежской и Ростовской областях (с вводом платы), достроит развязку ЦКАД с Можайским шоссе в районе Малых Вязем, а также участок Дюртюли—Ачит в составе М-12, который пройдет по территории Башкирии, Пермского края и Свердловской области. Московская область планирует в этом году запустить движение по платной Мытищинской хорде и Южно-Лыткаринской дороге.
Иван Буранов